Академик Владимир Гусаков о том, как сохранить единство народа и обеспечить консолидированное развитие государства

Эффективность развития и идеология


В современном мире изобретаются все новые формы идеологического влияния одних стран на другие. Навязывается превосходство моделей развитых стран, право и возможность вмешательства во внутренние дела несогласных. Устраиваются провокации с целью подрыва и устранения неугодных им правительств и насаждения своих марионеточных политиков. Эта работа в последнее время поставлена почти на поток и стала называться технологией продвижения демократии и свободы. Фактически же она представляет собой технологию навязывания мирового господства Запада. Такая технология особенно эффективна в странах, лишенных своей идеологии. Но почти не дает результата в странах с сильной государственной властью, где общество объединено идеей национальной самоидентификации, суверенитета и независимости.

Уроки истории

Вспомним, какие ожесточенные атаки пришлось выдержать Беларуси в прошлом году в связи с президентскими выборами — достаточно было только сказать, что мы сами вправе определять свою историческую судьбу и модель перспективного развития. Страны-соседи на Западе под диктовку своих более мощных хозяев-патронов фактически развязали истерические нападки на нашу страну, пытаясь учить нас разуму, вовлекая в это русло молодежь. К счастью, все их попытки оказались тщетными. Народ Беларуси в своем большинстве осознал опасность иностранного вмешательства и чем это могло кончиться.
Обескураживает и то, как еще совсем недавние братья по Советскому Союзу и социалистическому содружеству вдруг одномоментно перекинулись на другую сторону и стали давать менторные указания суверенному государству. Это не только не по-братски и не по-соседски, но аморально и безнравственно.
Впрочем, о какой морали и нравственности можно говорить, если у бывших друзей вдруг взыграли гегемонистские настроения и амбиции. Одним захотелось восстановить Великое королевство Польское с границами аж до Минска, а то и включая всю Беларусь. Другим — Великое Княжество Литовское, также с претензиями на Беларусь. Однако если спросить тех и других, имеют ли нынешние претенденты право на историческое прошлое, то ответ очевидно не в их пользу. Достаточно сказать, что Великое Княжество Литовское — это историческая белорусская форма государственности, где в центре были белорусские земли во главе с белорусской столицей (г. Новогрудком), белорусским правом (статут) и белорусским языком. Нынешние претенденты находились лишь на отдаленной периферии этого государства и даже назывались по-иному. Оказывается, что совсем необязательно знать историю. Достаточно приватизировать себе историческое наследие других и присвоить право на претензии.

Понятно, что если бы Беларусь дрогнула в это непростое время и уступила напору новых претендентов на историческое прошлое, то страна снова оказалась бы в эпицентре геополитических сделок. Разве сохранилась бы при этом белорусская государственность? Вопрос риторический. Спасла Беларусь, как уже отмечалось, только сильная президентская власть и соответствующая ей централизованная модель государственного устройства. Как и помогала все эти годы суверенного развития модель централизованного регулирования всех сторон общественной жизни. Было немало критики этой модели, вплоть до полного ее отрицания, но именно принятая в 1994—1995 годах и действующая до сих пор модель программно-целевого развития помогла Беларуси в исторически короткий срок преодолеть последствия развала Советского Союза, заново выстроить экономику и социальную сферу и встать на равных с другими странами во всех сферах.
Можно привести много примеров из мировой практики, когда страны и их руководители просто были растерзаны под благовидным предлогом демократизации и наведения порядка в сфере так называемых прав человека. Некоторые из этих стран до сих пор пребывают в состоянии глубокого разорения и общественного противостояния.
Не избежали этой участи и постсоветские государства. Почти все они прошли через печальный опыт государственных переворотов: в России осенью 1993-го, в Украине в 2004-м («оранжевая революция») и в 2014-м, в Грузии в 2003-м, в Молдове в 2004-м, в Кыргызстане в 2005-м. Не получилось: в России в 2011-м, в Беларуси в 2006-м, 2010-м и 2020-м, в Узбекистане — в 2005-м. Но везде, где получилось, разграблялось национальное достояние, деморализовалось общество, шельмовалась правящая элита, перечеркивалось достигнутое.

Нельзя сказать, что и страны Балтии, которые, казалось бы, «мягко» вышли из состава Советского Союза, стали процветающими. Закрыты крупнейшие предприятия, уничтожено крупное товарное сельское хозяйство, уехала молодежь в поисках лучшей жизни. Оказавшись в руках Запада, Прибалтика, по сути, стала придатком развитых европейских экономик, далекой периферией и нахлебником, получающим бесконечные подачки из общего европейского бюджета.

Поворот к новому укладу

Но оказывается, разрушительный опыт ничему не учит, не служит прививкой и не способствует консолидации общественного иммунитета.
Подрастающие поколения, которые не пережили ужасов перестроек и реформ, но желающие красивой и легкой жизни, являются хорошей пластической массой для формирования протестного настроения в любой стране. Если к тому же идеология и воспитательная работа отстают, то дестабилизировать политическую ситуацию и настроить часть общества против своего же государства ничего не стоит.
Без сильной идеологии, обеспечивающей единство власти и народа, даже самые эффективные правительства и общества не могут гарантировать преемственность и не обладают неуязвимой устойчивостью. И наоборот, при наличии консолидированного общества, сплоченного общенациональными интересами, некоторые страны даже в одиночку успешно противостоят внешним гибридным атакам, парируя все попытки расшатывания власти.

Необходимы продуманные и скоординированные меры по формированию общественного менталитета. Это должно быть первейшим делом государственного внимания. Само по себе общественное сознание в нужном русле не сформируется, а если и будет развиваться, то эклектично, разрозненно, под влиянием различных информационных каналов. Таким образом, важно образование общенародной идеологии, обеспечивающей поддержку власти всеми слоями общества. Иначе выстоять при сильном информационном давлении извне будет невозможно. Народ может поверить только конкретным делам, наглядно демонстрирующим заботу государства о людях.

Научная теория и экономическая целесообразность подтверждают очевидность мер, создающих одновременно благоприятные условия для развития экономики и поддержания благоприятной среды социальной справедливости. Среди них — прекращение вывоза капитала за рубеж коммерческими и бизнес-структурами; развертывание механизмов мотивации кредитования инвестиционной и производственной деятельности; восстановление универсальных по всей стране социальных гарантий; стимулирование повышения качества продукции и услуг (качество должно стать белорусским брендом); поддержание баланса экологической среды; оптимизация прожиточного минимума и минимальной заработной платы в связи с экономическими условиями и возможностями; придание ведущей роли механизмам стратегического планирования и управления; обеспечение сбалансированного развития реального сектора экономики и социальной сферы, а в их контексте крупного, среднего и малого бизнеса при основополагающей роли крупных интегрированных предприятий и производств, создающих наукоемкую, конкурентную и востребованную продукцию (услуги). Все это должно быть реализовано в рамках программы социально-экономического развития, принятой на VI Всебелорусском народном собрании.

Однако осуществить эти актуальные меры в полном объеме без сквозного идеологического обеспечения будет непросто, а то и невозможно.
Нужен решительный поворот к новому мирохозяйственному укладу, в основе которого современные IT-технологии, искусственный интеллект, цифровизация, роботизация, инноватизация.
Преимущества названного мирохозяйственного порядка по сравнению с прежним, уходящим в историю, проявились в последнее время в Китае, а также в ряде стран, называемых «азиатскими тиграми», в успешном развитии Японии и Южной Кореи. На глазах центр мировой экономики перемещается в Азию и прежде всего ее юго-восток. Надо полагать, что этот уклад со временем станет широко распространяться и на другие страны, в том числе Беларусь. Благо что мы развиваем широкие и многосторонние связи с КНР и другими азиатскими странами, активно поддерживаем идеологию «одного пояса — одного пути», проводником которой является великий Китай. Кстати, совсем недавно завершило работу Всекитайское собрание народных представителей, цели, задачи и решения которого полностью совпадают со Всебелорусским народным собранием.

Коллаж Анны Вяжевич.

Идеи правят миром

Идеологическими императивами нового мирохозяйственного уклада, бесспорно, являются ценности социальной справедливости и ответственности, национального единства и межнационального согласия, экономического и природного равновесия, устойчивого состояния и расширенного воспроизводства человеческого капитала.

В последнее время все больше стран обращаются к социалистическим принципам справедливости, даже если не декларируют это напрямую. Несмотря на то что идеологические противники мажут социалистические завоевания черными красками. Социализм с его очевидными преимуществами для человека труда по-прежнему опасен для либералов-рыночников.

Однако одних социалистических принципов уже недостаточно для выстраивания современной эффективной идеологии. Необходимо интегрировать все лучшее, что сделано в стране на всех этапах ее развития, взять наиболее прогрессивное в развитых государствах, учесть новейшие тенденции последнего времени в мире и обобщить цели и задачи предстоящего развития общества и государства. Все это в сумме и будет новейшим мирохозяйственным порядком и обслуживающей его идеологией.

Как известно, идеи, если они рождаются в головах идеологов, политиков и экономистов, правят миром. Но в условиях нынешнего просвещенного и глобализированного общества они, безусловно, должны быть конструктивными, созидательными и эффективными. А властвующая элита призвана воплощать их в жизнь. В этой связи следует отказаться от демагогических ухищрений и имитации бурной деятельности.
Необходимо уже сейчас на этапе формирования конструктивных основ новой Конституции обеспечить законодательное оформление механизма ответственности власти и каждого отдельного индивида перед обществом.
Исполнительной — за повышение и качество жизни населения. Информационной — за объективное освещение реальности и недопущение деструктивных форм влияния на сознание людей. Судебной — за справедливость решений исходя из верховенства власти народа. Гражданской — за поддержание общественного порядка и консенсуса и ответственное поведение каждого перед обществом. Законодательной — за поддержание механизмов ответственности всех ветвей власти и уровней общества. Конституционной — за сохранение баланса и равновесия между всеми механизмами регулирования общества.

В нынешний век одновременной глобализации и индивидуализации личности нельзя допустить как чрезмерной централизации общества и подавления инициатив, так и неуемной раскрепощенности индивида и вызывающей несдержанности отдельных групп и категорий граждан. Обе эти крайности могут нанести непоправимый вред обществу.

В то же время в условиях тотального освобождения индивида под влиянием новейших информационных систем от многих нравственных и моральных качеств и норм должна сохраняться и укрепляться доминирующая роль общества. Только так можно сохранить единство народа и обеспечить консолидированное развитие государства. Новейшая идеология будет состоятельна и привлекательна до тех пор, пока страна, ее социально-экономическая модель будет демонстрировать устойчивый (а лучше — опережающий) экономический рост, обеспечивающий последовательное повышение качества жизни.

Очевидно и то, что при отказе от национальной идеологии будет господствовать зарубежная. К примеру, Россия приняла либеральную идеологию, причем в самой неприемлемой ее форме, когда общенациональное достояние было за короткое время растащено по многим частным уделам. Все это совершалось по так называемой теории рыночной свободы, в основе которой, как известно, находится доктрина Вашингтонского консенсуса, постулирующая отказ государства от управления экономикой. К чему это привело — очевидно: усиление социального неравенства, образование олигархического капитала и вывоз его за пределы страны.

Сегодня Беларусь — практически единственное в Европе государство, обладающее полным статусом свободы и независимости. Ей не надо ехать ни на Запад, ни на Восток для согласования своей внешней и внутренней политики и экономики. Все решения вырабатываются государством, исходя из национальных интересов, имеющихся возможностей и задач развития.
Опыт показал, что при единстве народа и сильной идеологии Беларусь может самостоятельно справляться с возникающими трудностями. Если народ сплочен, он способен противостоять любому идеологическому давлению извне.

Традиции и инновации

Формируемый новый технологический уклад, ядро которого составляют IT-технологии, включая цифровизацию, роботизацию и гибкую автоматизацию, а также нано-, биоинженерные и умные технологии во всех сферах, не только намного повышает эффективность экономики, но и создает платформу для новой, модернизированной идеологии. Переход к экономике знаний, преобразование Беларуси в IT-страну ставит вопрос о главенстве научной составляющей развития и функционирования общества.

Несмотря на еще низкую наукоемкость ВВП, сегодня белорусская наука имеет необходимый потенциал, а страна — благоприятные предпосылки для подъема инновационной активности экономики. Разрешение противоречий между традиционной идеологией и идеологией, выстроенной на новейшей IT-платформе, возможно двумя способами. Либо ростки новой идеологии на базе искусственного интеллекта будут интегрированы с традиционной и доминирующей прагматикой, либо начальное проявление IT-мышления настолько разовьется, что подчинит своему влиянию всю сквозную систему идеологического устройства общества. В таком случае завершится подмена социально-нравственных принципов организации общества культом неограниченной свободы и денег с характерным для него императивом борьбы всех против всех, социальной безответственности и доминирования аморальных и преступных способов раздела имущества, созданного прошлыми поколениями.

Надо полагать, что общая настроенность белорусского общества на сохранение достигнутого и созидание вкупе с новейшими технологиями представляет базисные возможности построения эффективной экономической системы. Причем специфика белорусской идейной традиции дает принципиальные преимущества. Прежде всего это характерные для белорусской культуры равноправие граждан (независимо от их социального статуса), доминирование духовного над материальным, высочайшая трудоспособность и стремление к справедливости, пристрастие к творчеству и навыки коллективного труда. Эти качества как нельзя лучше отвечают вызовам надвигающейся эпохи экономики знаний, где должны преобладать новейшие и прорывные технологии.

…Это, конечно, не исчерпывающий перечень компонент совершенствования белорусской социально-экономической модели. Определены лишь некоторые ее общие черты.
Исходя из имеющегося в стране научного, инновационного, образовательного и производственного потенциала можно рассчитывать на ежегодный рост национального ВВП не менее 5 % в ближайшие годы. Принципиально важно не только обеспечить переход к новым технологическим укладам, но и системное повышение эффективности управления экономикой, что станет доказательством правильности формирования и реализации общенародной белорусской идеологии.
Составной частью образа будущего должно стать укрепление сотрудничества, формирование общего экономического пространства в рамках Союзного государства, ­ЕАЭС, СНГ, где народы связаны общей исторической судьбой. Безусловно, следует в первую очередь рассчитывать на взаимность с Россией, которая не должна потерять стержень интегратора стремящихся к ней народов и стран. Нам вместе важно доброжелательное восприятие недавнего общего исторического прошлого.

Следует решительно отвергнуть невесть откуда появившуюся самоуничижительную версию происхождения белорусской государственности, которая якобы свалилась на головы белорусов неожиданно в результате развала Советского Союза. В противном случае первооснова белорусского мира будет и дальше представляться неопределенной, в котором белорусы якобы не были доминирующей нацией в составе Великого Княжества Литовского или равным национальным образованием в Речи Посполитой. А ведь это совсем не так. Историю можно фальсифицировать и переписать, но изменить ее невозможно.

Владимир Гусаков, председатель президиума Национальной академии наук, академик.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter