Эффект телогрейки

Энергоресурсы надо беречь. Кто ж спорит? Архиважная, государственная задача...
Энергоресурсы надо беречь. Кто ж спорит? Архиважная, государственная задача. Цена нефти перешагнула психологические 100 долларов за баррель. Газ тоже недешев. Вот только экономить можно по–разному. Скажем, внедрить рацпредложение или хотя бы старое оборудование заменить на новое, энергосберегающее. Но как вам нравится, например, такой вариант?

На одном из минских предприятий накануне зимы рабочим выдали фуфайки, валенки, рукавицы и снизили температуру воздуха в цехах до 9 градусов. А по нормам для тех, кто занят тяжелым физическим трудом, положено не меньше 13. Рабочие взяли и пожаловались в центр гигиены и эпидемиологии. Мол, если от понижения температуры в цехе экономия тепловой энергии и увеличивается, то производительность труда может упасть. В телогрейках работать несподручно. Да и от переохлаждения сплошные чиханья и кашель. История эта завершилась «хеппи–эндом». Главного инженера оштрафовали, температуру в цехах увеличили.

В декабре прошлого года Минский центр гигиены и эпидемиологии проверил еще 153 предприятия. Оказывается, по такому же пути экономии на здоровье работников пошли в каждом пятом (!) — элементарно недогревали цехи и производственные помещения. «А что было делать? — оправдываются те, кого наказали. — Минпрому в нынешнем году довели показатель экономии энергоресурсов до 17 процентов». Кстати, тому предприятию, которое я привела в пример, Минпром довел еще более напряженные обязательства: сократить потребление энергоресурсов до 50 процентов! Это ж сколько надо деньжищ было прежде вложить! Уж не полное ли техперевооружение подразумевалось?

Не избежала режима жесткой экономии и непроизводственная сфера. «Культуре» и «социалке» тоже «велено» сэкономить не менее 7 — 10 процентов энергоресурсов. Только вот как — непонятно. Ведь количество компьютеров и прочей энергопотребляющей техники в офисах с каждым годом только растет. Рационализаторов и Кулибиных в штатах, как правило, нет. Не тот профиль. И допустим, чтобы поменять обычные окна со щелями в рамах на герметичные пластиковые (доказано: дает реальную и существенную экономию тепла), на это опять же деньги нужны. А если организация бюджетная и с финансами не густо? Выход один и элементарный: понижать температуру в рабочих помещениях.

В офисах многих минских организаций в будни температура нынешней зимой редко поднимается выше 17 градусов, а в выходные и ночью — еще меньше. В самом деле, чего топить, когда никого на рабочих местах нет? Но каково людям начинать трудовые будни в таком промерзлом помещении? Зарядку делать в таких условиях, может, и хорошо, а вот сидеть целый день за компьютером (кстати, узнала: санитарная норма для работников, занятых легким физическим трудом, в том числе и «компьютерщиков», — 22 — 24 градуса) можно, лишь укутавшись в теплые пледы, пончо и шарфы. Или тайком, как мы грешим в своей редакции, включать обогреватель. От чего просто «зашкаливает» расход электроэнергии.

Впрочем, ладно, как говорят, сколько ж той зимы, можно пережить. Но меня больше пугает развитие событий в перспективе. Ведь если энергетики, промышленники и предприятия социально–культурной сферы по окончании зимы доложат о выполнении напряженных заданий по экономии, полученной вот таким формальным образом, то что будет в 2009 году, когда будут утверждаться новые параметры и прогнозы? Ведь все задания у нас планируются от достигнутых. Если лимиты на энергоресурсы урежут еще на 10 — 15 процентов, то помогут ли валенки с телогрейками?

Не похоже ли все это на элементарное очковтирательство и стремление выполнить напряженные задачи и высокие планы не напрягаясь? «Безобразие! — так оценил достигнутые успехи заместитель начальника Минского городского управления по энергосбережению Олег Протасенок. — Рекомендаций снижать температуру сетевой воды для отопления офисных зданий и цехов не было».

Но ведь более 30 минских промышленных предприятий наказаны именно за это. Хорошо, пожаловались рабочие, походили по предприятиям с термометрами гигиенисты, проверили, наказали и приказы о бездумном 50–процентном сокращении энергоресурсов были отменены. А сколько работников молча кутаются в пледы и шарфы, пока кто–то пишет отчеты о мнимой экономии?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter