Турарбекова: чем интересен Беларуси Узбекистан?

Эффект сложения

Для небольших стран сегодня наступают сложные времена как в мировой политике, так и в мировой экономике. Распад старого международного порядка вслед за распадом СССР, недолгий триумф Запада, подъем Китая, нарастающие трансграничные угрозы, а также все большее количество вооруженных конфликтов на фоне климатических сдвигов. Большие игроки вступили в новую фазу борьбы за влияние: США, Россия, Китай, ЕС, Япония и растущие Индия, Бразилия, Южная Корея, Саудовская Аравия, Иран, Турция.

Фото  БЕЛТА

Фото livelyplanet.ru 
Минск и Ташкент нашли золотой ключ к взаимодействию.

Нарушение принципов многосторонней дипломатии, протекционизм, прекращение действия важных договоров в области вооружений — все это рождает новую агрессивную среду для средних и малых государств, которые имеют ограниченный потенциал для защиты своих национальных интересов. Беларусь и Узбекистан относятся к такой группе государств. Но потенциал не всегда определяется только размером, вооруженными силами, масштабами экономик. Если такие страны смогут сложить свои потенциалы на равных условиях, то эффект будет большим.

Узбекистан — это сердце Центральной Азии. Страна с населением более 30 миллионов человек, с хорошо развитыми индустриальной базой и системой образования. Да, у нее есть свои проблемы объективного характера. Например, нет выхода к морю, причем для выхода в Мировой океан ей нужно пересечь не одну границу (как в случае с Беларусью), а две. Поэтому для узбеков важно все, что поможет им выйти из континентальной замкнутости. Вторая проблема — длительное время страна боролась с экстремизмом как у своих границ, так и внутри. Отсюда главный внешнеполитический принцип равноудаленности от всех центров силы.

Узбекистан не имеет общих границ ни с Россией, ни с Китаем. Зато есть граница с Афганистаном. Именно этот участок на сегодня является самым укрепленным и надежно охраняемым, к тому же именно здесь есть железная дорога, которая соединяет узбекский город Термез с афганским Мазари‑Шарифом. По обе стороны живут этнические узбеки, что помогло в свое время договориться об относительном спокойствии и контроле. Сегодня Ташкент стал площадкой и посредником в межафганском урегулировании.

Что из всего этого интересно Беларуси? Прежде всего, рынок Центральной и Южной Азии, а также планы Ташкента по строительству дорог и экспорту в Афганистан. Ресурсный Афганистан — это 37 миллионов жителей и рынок, готовый для приема простой техники, дешевой пищевой продукции. Беларусь, в отличие от таких промышленных гигантов, как Китай, Россия и США, не ставит политических условий, как и сам Узбекистан.

Дипломатические отношения между Беларусью и Узбекистаном были установлены еще в 1993 году, через год открылось белорусское посольство в Ташкенте. Напротив, узбекская сторона не торопилась с открытием своего представительства в Минске, так как уже имелось национальное представительство при штаб‑квартире Исполкома СНГ. Отношения получили отличный старт во время визита Президента нашей страны Александра Лукашенко в декабре 1994 года в Узбекистан, но далее серьезного развития не произошло. Во многом это было объективно: каждая страна, столкнувшись с проблемами собственного госстроительства, делала акцент на помощи больших игроков. Были и субъективные моменты. Пауза в политическом диалоге затянулась надолго — вплоть до 2015—2016 годов. Торгово‑экономические отношения развивались достаточно динамично, но без импульса политических лидеров перезагрузить их не удавалось.
Одна из крупнейших золотодобывающих стран мира не проводит расточительную политику, старается вкладывать в долгосрочные проекты. Это особенность узбекской политики, которая придется весьма кстати для белорусских экспортных амбиций
За время паузы в политическом диалоге оба государства достаточно ясно определились как с экономическими моделями, так и с политическими системами. Готовился визит в Минск главы узбекского государства, но в сентябре 2016 года не стало первого Президента Ислама Каримова — и страна вступила в период политического транзита. Страхи относительно возможной дестабилизации не оправдались, избранный глава государства Шавкат Мирзиёев взял курс на открытость экономики и установление пояса добрососедства во внешних отношениях. Это стало отчасти фактором новой эпохи белорусско‑узбекских отношений.

12—14 сентября 2018 года состоялся визит нашего Президента в Узбекистан, во время которого были обозначены основные направления двустороннего сотрудничества. Большая предварительная подготовка позволила завершить этот визит подписанием 16 соглашений — от Межправительственного договора о социально‑экономическом сотрудничестве на 2016—2023 годы до Договора о научно‑техническом сотрудничестве между академиями наук обоих государств. Оказалось, что спектр совместных интересов очень широк — от полочно‑продуктовых комплексов до заводов по модернизации военной техники.

Производственная кооперация как основа устойчивого развития сотрудничества между двумя странами является наиболее перспективной, потому что узбекская сторона желает повышать как степень локализации, так и импортировать белорусские технологии. А для всего этого нужны кадры. И здесь ключевым элементом становится сотрудничество в сфере образования. Кроме того, узбекскую сторону интересуют достижения в области ИТ‑технологий и услуг, что является самым привлекательным в линейке белорусских опций для сотрудничества.

На форуме инициативы «Пояс и путь» в апреле текущего года Президенты обоих стран снова встретились и подтвердили общность интересов в этом проекте. Оба государства желают не только развивать свой транзитный потенциал, но и стать более весомыми членами этой инициативы. В частности, Узбекистан стремится развить коммуникации с Пакистаном и Индией, а также с Ираном через Афганистан. Для этого необходимы техника, люди, товары. Узбекистан — платежеспособная страна. Она проводит эффективную политику, старается вкладывать в долгосрочные проекты. 
Беларусь начинает рассматривать Узбекистан как ключевой в регионе и новую «точку опоры» в Центральной и Южной Азии
Официальный визит в Минск Шавката Мирзиёева, который состоялся 31 июля — 1 августа, венчал Форум регионов Беларуси и Узбекистана, что, как выразился Александр Лукашенко, стало фишкой визита и отношений между нашими странами. Подобная конкретизация и прагматизация взаимодействия в столь короткий срок является действительно беспрецедентной. До сих пор форумы регионов проводились нами только с Россией и Украиной. Но оба государства имеют с Беларусью общую границу и очень серьезный товарооборот. Подобный же поворот событий указывает на то, что Беларусь начинает рассматривать своих узбекских партнеров как одних из ключевых в регионе и новую «точку опоры» в Центральной и Южной Азии. Если говорить о цифровом выражении, то пока товарооборот не достиг 500 миллионов долларов, но пожелание руководителей государств довести его до миллиарда является серьезной заявкой на будущее.

Важное условие для успешной реализации всех планов — снятие излишних бюрократических барьеров. Больше требуется и привлечения экспертного потенциала для обсуждения направлений, узких мест и точек экономического роста. Межрегиональное сотрудничество — хороший способ ускорения двустороннего сотрудничества.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter