Нефть продолжит дорожать. Что будет с ценами на бензин?

Эффект растущего барреля

Если за котировками пшеницы на мировых рынках следят разве что профессионалы, то нефтяные торги интересуют даже тех, кто далек от углеводородного бизнеса или сферы финансов. И в этом нет ничего удивительного: черное золото занимает солидную долю в цене топлива. А она, так или иначе, отбивается на кошельке каждого. В последние месяцы цены на нефть росли. Что будет с ценами на бензин?

Фото Рейтер

С начала года цены на нефть выросли почти на 30%. Сейчас баррель торгуется на уровне 75—80 долларов, и это рекорд последних лет: таких цен рынок не видел уже три года. Более того, по мнению аналитиков Bank of America, в следующем году котировки могут подняться до уровня 100 долларов за баррель. Финансовый консультант TeleTrade Жанна Кулакова объясняет:

— В первую очередь цены на нефть двигают вверх усилия нефтедобывающих стран, которые договорились о сокращении мирового предложения в рамках соглашения ОПЕК+. Сделка действует уже много месяцев, отсюда рост в прошлом году и его продолжение в этом. Еще одним мощным толчком стала перспектива разрыва ядерного соглашения между США и Ираном. 

Введение опять санкций против Тегерана может обеднить глобальный рынок на 1—3 млн баррелей в сутки иранских углеводородов. Кстати, сейчас эта ближневосточная страна занимает пятое место по добыче нефти. 

В Goldman Sachs считают, что в следующем квартале средняя цена барреля сложится на уровне 82,5 доллара. Прогноз Всемирного банка несколько сдержаннее (средняя цена по итогам года — 65 долларов), но и здесь не исключают заметный рост котировок.
В прошлом году цену на бензин у нас повышали семь раз — в общей сложности он подорожал примерно на 7%. До этого цена не менялась более двух лет. Тем временем нефть в минувшем году прибавила около 20%
Для нас растущий сценарий, с одной стороны, позитивный — увеличиваются экспортные поставки нефтепродуктов, комфортно чувствует себя экономика нашего главного торгового партнера — а значит, рынок сбыта расширяется. Однако есть и другой момент: вслед за нефтью дорожает и бензин. В этом году цена на топливо выросла на 9 копеек. Но и этого пока недостаточно. В комментарии БЕЛТА председатель концерна “Белнефтехим” Игорь Ляшенко озвучил такие цифры:

— Действующий уровень цен нефтепродуктов на внутреннем рынке значительно отстает от новой стоимости барреля. При цене 80 долларов за баррель стоимость бензина АИ-92 и АИ-95 должна быть в диапазоне 80—85 центов (1,62—1,72 рубля. — Прим. ред.) за один литр. Эти цифры применимы и к ценам Российской Федерации. 

При нынешней цене барреля, по подсчетам ведомства, бензину предстоит удорожание на 24%. В планах — повышать цены синхронно с российскими. Такой ориентир выбран не случайно, объясняет депутат Палаты представителей Валерий Бороденя:

— Мы — транзитная страна. О том, где заправиться, водитель принимает решение в том числе и на основе цен. Ведь нет никакой проблемы, чтобы на одном баке пересечь всю Беларусь. И это существенный момент, перегибы скажутся на бюджете. 


Тем временем в России бензин дорожает быстро и резко. За прошлый год на 7,3%, в три раза выше инфляции. В этом году тенденции те же, более того, только за последнюю неделю топливо в среднем подорожало почти на 1 российский рубль. Сгладить рост здесь намерены снижением акцизов: с 1 июля их могут уменьшить на 3 тысячи российских рублей, что позволит удешевить литр бензина на 2,2 российского рубля (7 белорусских копеек). Но пока ситуация не меняется. Экспортные цены для нефтяников все равно выгоднее. И российская “труба” начинает работать на накачивание зарубежного углеводородного рынка. Погоня за доходами в итоге может вызвать даже бензиновый “дефицит” в самой России. Правительство пытается тушить разгорающийся ценовой пожар и работать на упреждение. Отсюда и акцизные реверансы. Кстати, в цене бензина у наших соседей налоги порядка 60%.

Валерий Бороденя говорит:

— Акцизы имеют очень существенное значение и в нашем бюджете — в прошлом году они были на четвертой строчке в доходной части, в этом году — на третьей. Но сравнивать в этом случае нашу экономику с российской нельзя — у нас разная структура доходов. У них сырьевая экономика и от экспорта нефти и газа поступают огромные доходы. Нам же нужно искать инновационные механизмы, чтобы цены были комфортными для производителей и в то же время конкурентоспособными.

В Беларуси к тому же полным ходом идет обновление двух отечественных НПЗ, которое должно завершиться к ноябрю 2019 года. Стоимость модернизации исчисляется миллиардами долларов. Тем временем в январе оба наши нефтеперерабатывающих завода сработали с убытком: у “Нафтана” — минус 25 млн долларов, на Мозырском НПЗ — 12—13 млн долларов.

Потери могли быть и выше — частично компенсировать их помогает экспорт. В деньгах в январе—марте он вырос примерно в 1,5 раза. Но здесь тоже есть нюансы. Уже в следующем году в России планируется завершить так называемый налоговый маневр: проще говоря, нефтяные экспортные пошлины заменят налогом на добычу полезных ископаемых. Для нас это означает, что закупать сырье в России мы будем практически в полном объеме по ценам, близким к мировым. 

Заместитель Премьер-министра Владимир Семашко о перспективах высказался так, передает БЕЛТА:

— Средства, направленные на модернизацию НПЗ, нужно будет потом “отбивать”, обслуживать кредиты. Это надо делать за счет прибыли. Поэтому повышение цен на топливо неизбежно, другое дело — какая будет тактика.

В конечном итоге удорожание топлива “отбивается” на кармане не только автомобилистов, но и вообще всех граждан. Валерий Бороденя объясняет:

— Речь идет о логистических издержках, а они заложены в себестоимость любого товара. Поэтому повышение цен на топливо — это всегда инфляция. В нынешних условиях нашим предприятиям следует тщательно продумывать логистику, которая позволит им не остаться в проигрыше. 

Впрочем, уметь выявлять закономерности в условиях хаоса — тонкое искусство. И перспективы роста цен на нефть могут быть не столь очевидны. Могут сыграть не только экономические, но и геополитические факторы, говорит Жанна Кулакова:

— Для нынешних точек роста есть и противовесы. Во-первых, в США растет добыча нефти. А Штаты — крупнейший импортер, от них сильно зависит спрос на мировом рынке. Во-вторых, судьба сделки ОПЕК+ пока выглядит неопределенной — срок ее действия завершается в конце 2018 года и странам придется принимать новые решения. В СМИ уже появились сообщения, что Саудовская Аравия и Россия хотят смягчить договоренности и несколько увеличить добычу. 

Это событие уже привело к падению цен на прошлой неделе: они снизились с 80 до 75 долларов за баррель. Эксперт объясняет:

— Так что в перспективе не исключен как рост до 100 долларов, так и снижение до 60 долларов. И оба варианта несут для нас определенные риски. И быстрый рост, и быстрое падение всегда вызывают в экономике перекосы, порождают выигравших и проигравших. Оптимальный вариант — стабильность. 

gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter