В Бобруйске прошел VI Республиканский фестиваль национальной драматургии

Эффект присутствия

Современная белорусская драматургия набирает очки
“Говорят, привезли живого питона! Он будет в спектакле участвовать”. — “А если сбежит?..” — “Ой, мы вчера на спектакль сходили во Дворец искусств, как будто на концерте “Песняров” побывали, Мулявина вспомнили...” Такие возбужденные диалоги можно было услышать в эти дни в Бобруйске, где завершился VI Республиканский фестиваль национальной драматургии.


За 6 дней в двух конкурсных про-граммах “Спектакль театра драмы” и “Эксперимент” жюри посмотрело 11 спектаклей 10 театров Беларуси. Состоялся внеконкурсный показ постановки “У войны не женское лицо” Словацкого камерного театра по одноименной книге Светланы Алексиевич. Несмотря на то что фура с декорациями в Бобруйск не доехала и спектакль играли в местной сценографии, артисты ничуть не стушевались, их работа выглядела убедительно и органично. Кроме спектаклей, прошли читки новых пьес, организованные Центром белорусской драматургии и Центром экспериментальной режиссуры, а также горячие обсуждения спектаклей.

Впервые в городском пространстве состоялся спектакль-променад “ПроБобруйск”, который, наверное, можно отнести к столь популярному в Европе направлению “иммерсивного театра”. Спектакль-бродилка — перфомативное действие драматурга Виталия Королева в режиссуре Александра Марченко — разыгрывался прямо на улицах Бобруйска. Зрители могли полюбоваться архитектурным наследием культурной столицы Беларуси 2017 года, вкусить зефир на берегу Березины и подумать о чем-то вечном... Традиция и современность, поиск и новация, жажда эксперимента, риск и амбиции — все смешалось на фестивале.

Поздравление и самые теплые слова от директора Международного театрального фестиваля имени Чехова Валерия Шадрина в Бобруйск привез народный артист России, представитель Международной конфедерации театральных союзов Игорь Ясулович:

— Замечательно, что вы поощряете и выращиваете новых молодых драматургов. Я желаю вашему фестивалю, чтобы он подарил вам новое великое имя.

— Мне нравится, что наши драматурги ищут болевые точки в реальных жизненных коллизиях, — сказал член жюри конкурсной программы “Спектакль театра драмы”, декан театрального факультета Белорусской государственной академии искусств Владимир Мищанчук. — Они находят темы в нашем обществе, в наших проблемах. Как мне кажется, по своей проблематике они стали более убедительными. Для артиста и режиссера это очень хороший фундамент, на котором можно строить спектакль, искать какие-то интересные решения, чтобы зритель смог сопереживать и сочувствовать современной драме, чтобы он увлекся ею. Важно не просто самовыражаться на современном материале, надо пробиваться к зрителю, чтобы он становился вашим соучастником в реализации произведения. Когда зритель приходит на “Вишневый сад”, он понимает, что увидит. Но современная пьеса — это всегда непред-сказуемый результат. Это не классическая хрестоматийная литература. Она апробируется здесь и сейчас. В этом поиске и рождаются интересные вещи, такие как спектакль “Синдром Медеи” или “Точки на временной оси”. Это достаточно яркое попадание. В спектакле “Песняр” Национального академического драматического театра имени М. Горького мы увидели интересное решение. Интересен драматург, интересна работа композитора Алексея Еренькова с музыкальным рядом. Весь зал стоял и аплодировал, и еще полчаса артисты пели на бис песни Владимира Мулявина. Такой театр мне тоже симпатичен.

— А что-то оказалось вам совсем неблизко?

— Я встречался с Владимиром Короткевичем, хорошо знал его и как личность, и как человека. И то, что сделал Алексей Лелявский в своем спектакле “Ладдзя роспачы”, представленном в конкурсной программе “Эксперимент”, меня не совсем устроило. Форма спектакля и привлеченные выразительные средства вызывают у меня внутренний протест. Здесь есть немного снобизма, излишней надуманности. Мне не хватило первозданности, свежести прочтения материала. На мой взгляд, Короткевич все-таки закладывал в свое произведение другой смысл. Хотя, что касается режиссуры, это однозначно европейский уровень. Но в спектакле слишком много металла, много грохота... Возможно, бобруйская сцена не очень соответствовала форме спектакля и на своей родной сцене он воспринимается лучше.

Председатель жюри программы “Спектакль театра драмы” Алексей Дударев считает, что конкурсный спектакль, который представил Могилевский областной театр драмы и комедии имени В.И. Дунина-Марцинкевича “Точки на временной оси”, поставленный Татьяной Троянович по пьесе Дмитрия Богославского, — несомненная удача бобруйского коллектива. Пьеса состоит из десяти (режиссер использовал восемь) историй, написанных на основе документальных фотографий из подборки “40 лучших снимков за 100 лет”.

— Почему мне это понравилось? Вдруг почувствовал, что я в театре думаю. В ту ли сторону, как задумывал драматург, со-гласен я с ним или нет — это уже не важно. Я увидел, что актерам бобруйского театра нравится находиться в этой ситуации и атмосфере. Нравится говорить этот текст, делиться со зрителями этими мыслями, — прокомментировал Алексей Ануфриевич.

— Не мешает ли пьесе излишний пафос?

— В любом случае это — драматургия! И впечатления от спектакля самые позитивные, с удовольствием подпишу свою книгу автору пьесы. Для меня это самое важное и самое радостное, что произошло на фестивале: я увидел в конкурсной программе коллегу, который занят не стебом по поводу серьезных вещей, а серьезным высказыванием.

Гость фестиваля, известный драматург Диана Балыко, призналась, что спектакль Татьяны Троянович тоже оказался ей близок. А конкурсная программа фестиваля и читки пьес — серьезный повод задуматься белорусскому театру о том, куда двигаться дальше:

— Я как человек с профессиональным образованием на любой читке ожидаю услышать пьесу. У меня возникают определенные ожидания: я жду сюжет, определенные отношения, психологические перипетии. И когда вдруг попадаю в документальный театр, мне надо перестраиваться, чтобы встроиться в эту новую структуру.

— Мода на документальный театр пройдет?

— Нет, он стал полноценной частью театрального процесса. Искусство от ремесла отличается тем, что находит новые формы, новое звучание, новый язык. Только поиск новых форм создает новое искусство. Если все время двигаться по проторенной дороге, искусство вырождается и превращается в ремесло.

...Ремесла в этом году в Бобруйске было мало. Все больше полет и вдохновение. Об итогах конкурсной программы “Эксперимент” мы расскажем отдельно. Пока же порадуемся за победителей.

Итоги конкурсной программы “Спектакль театра драмы”


Лучший спектакль — “Точки на временной оси” Д. Богославского (реж. Т. Троянович).

Лучшая мужская роль — Сергей Жбанков, актер Национального академического драматического театра имени М. Горького, спектакль “Песняр” В. Дранько-Майсюка (реж. В. Еренькова).

Лучшая женская роль — Людмила Сидоркевич, актриса Республиканского театра белорусской драматургии, спектакль “Синдром Медеи” Ю. Чернявской (реж. Е. Аверкова).

Лучшая мужская роль второго плана — Александр Парфенович, актер Могилевского областного театра драмы и комедии имени В.И. Дунина-Марцинкевича, спектакль “Точки на временной оси” Д. Богославского.

Лучшая женская роль второго плана — Гражина Быкова, актриса Республиканского театра белорусской драматургии, спектакль “Синдром Медеи”.

Лучшая пьеса современного белорусского драматурга — пьеса “Точки на временной оси” Д. Богославского.

Лучшая режиссура — Татьяна Троянович, спектакль “Точки на временной оси” Д. Богославского.

Лучшая сценография — Валентина Правдина, спектакль “Точки на временной оси” Д. Богославского.

pepel@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter