Эффект полного погружения

Самая лучшая музыка в мире писалась вовсе не для слушателей

Знаменательная дата, не отмеченная ни в каких календарях. Ровно 175 лет назад уроженец Гродно, плодовитый композитор и пианист, владелец крупнейшей нотоиздательской фирмы Матвей Бернард приобрел издававшийся в Петербурге музыкальный ежемесячник «Нувеллист» и превратил его в лучшее музыкальное издание России.


33 года спустя его сын Николай Бернард прославил отцовский журнал, заказав Чайковскому фортепианный цикл «Времена года». За год Бернард опубликовал 11 пьес цикла, кроме «Сентября», потому что в Герцеговине подняли восстание против турков и пришлось срочно ставить в номер фортепианное переложение «Сербского походного марша».

И это был далеко не единственный шедевр, напечатанный в «Нувеллисте». В 1843 году его читатели первыми узнали красивейший романс Глинки «Как сладко с тобою мне быть...». Журналы с нотами шли нарасхват, композиторам платили баснословные гонорары.

Кто же покупал эти дорогие издания?

Их покупателями были так называемые дилетанты. Помещики, чиновники, инженеры, предприниматели, офицеры, врачи, университетские профессора. Все они в детстве учились играть на фортепиано, а если повезет — то и на скрипке или виолончели.

Мы не о гениях, а о самых обычных людях, которые получали громадное наслаждение, копаясь в нотах или музицируя с друзьями. Да, были и концерты, в крупных городах — симфонических оркестров. На больших и малых сценах выступали местные и заезжие виртуозы. Но их выступления были чем–то вроде цирка. А настоящее наслаждение люди испытывали, когда на семейной вечеринке в восемь рук играли симфонию Чайковского или Бетховена. Или, уединившись за фортепиано, плакали под шопеновские ноктюрны.

Времена подобного музицирования давно ушли в прошлое. По крайней мере, в нашем насквозь профессионализированном мире. Люди забыли, что лучшая, самая задушевная, самая прекрасная музыка создавалась для домашнего уединения. Человек открывал ноты и погружался в мир интимнейших душевных переживаний примерно так же, как сейчас он открывает любимый томик стихов или зачитанный роман.

Сейчас это счастье доступно лишь немногим. Тем прекраснее тот редкий миг, когда музыкант–исполнитель силой своего таланта воссоздает эффект полного погружения.

Таков был канадец Гленн Гульд. В последние 20 лет жизни он общался с публикой исключительно через звукозапись. Надеваешь наушники и остаешься наедине — не с Гульдом, а с Бахом.

Белорусский пианист Тимур Сергееня добивается подобного эффекта в концерте. Слушаешь его «Времена года» — и словно бы сам играешь, пропуская через себя каждую ноту. Удивительно, но даже недостатки рояля (в Верхнем городе это далеко не Stainway!) усиливают эффект домашнего, живого, глубоко интимного музицирования. Если вдруг не откликнулась клавиша — восполняешь недостаток своим воображением.

И не только в популярнейших «Временах года», но и в «Большой сонате» Чайковского, в которой пианист поразительно сумел объединить виртуозный размах и интимность, не пожертвовав ни на йоту ни тем ни другим.

Теперь жду, как он 20 июня проявит себя в патетичной, ораторской музыке Сергея Рахманинова...


juliaandr@gmail.com


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Артур ПРУПАС
Версия для печати
alex, 68, ec
...Юля, здравствуйте! Знаю что очень талантливые люди ,к каковым в частности относитесь и Вы, в жизни очень не практичны.Я не хочу посоветовать Вам заключить договор с  к --н. изданием , я хочу Вам просто сказать : срочно собирайте все ваши статьи и выпускайте отдельным сборником .Думаю польза  для нашего общества будет просто неумоверная.Ваш талант  критика и музыковеда и Ваши "грезы" по прекрасному  заслуживают этого сполна. Целую перо вашей ручки. С уважением Алекс- зы читатель.
пенсионер, за 60, Россия
И в самом деле, зачем музицировать, если научно -технический прогресс дает возможность, не вставая с любимого кресла, случать лучших исполнителей в идеальном качестве в любой точке страны. Хочешь проявить свои вокальные данные, пользуйся КАРАОКЕ. За эффектом присутствия можно пойти на концерт исполнителя, при этом заранее зная, что и звук будет не очень и соседи будут шуршать золотинкой. Я хожу на концерты, если меня ожидает что-нибудь неожиданное. К примеру, вчера ходил на концерт квартета саксофонов. Ничего подобного раньше не слышал. Казалось бы джазовый инструмент, но играли Баха и Гайдана. А по звучанию даже более объемно, чем звук органа. Недавно точно так же был удивлен на концерте народных инструментов, когда они играли джаз и даже рок н ролл. Но это из области новых ощущений. А так меня вполне устраивает большой экран, хорошая акустика и высококачественные записи. Вчера, кстати, заказал балет "Спящая красавица" с Лондонским оркестром. Для жены. Качество блю рей.  
alex, 68, ec
...Юля, здравствуйте! Знаю что очень талантливые люди ,к каковым в частности относитесь и Вы, в жизни очень не практичны.Я не хочу посоветовать Вам заключить договор с  к --н. изданием , я хочу Вам просто сказать : срочно собирайте все ваши статьи и выпускайте отдельным сборником .Думаю польза  для нашего общества будет просто неумоверная.Ваш талант  критика и музыковеда и Ваши "грезы" по прекрасному  заслуживают этого сполна. Целую перо вашей ручки. С уважением Алекс- зы читатель.
ALEX
 Вот такая история. Как то моя супруга на работе столкнулась с пожилой американкой парой , которой требовалась разрешение вопросов находящихся в компетенции моей жены. Вопрос был решён положительно. Спустя некоторое время эта пара снова пришла в офис к моей жене и в знак благодарности принесли цветы и скромно спросили, как моя жена относится к классической музыке . Услышав положительный ответ они попросили принять в подарок СD  диск  с вальсами Шопена. Но главное, эти вальсы,  исполненные на рояле, были записаны в исполнении этого пожилого мужчины , клиента моей супруги.  Оказалось  что он бывший профессиональный пианист симфонического оркестра. Когда возраст стал брать своё и он начал понимать, что  руки начинают   терять  необходимую силу, его дети сделали ему подарок на День Рождения. Они оплатили полный  день  в профессиональной студии звукозаписи и выпуск  профессионально оформленных дисков СD с записью. Этот мужчина выбрал для записи цикл вальсов Шопена.Это было уже достаточно давно.  Диски эти они дарят своим друзьям и знакомым. Вот такой диск, с его благодарственной подписью в адрес моей супруги , есть теперь и у нас.
Мне кажется музыка на этом диске  из того же ряда о котором говорит Юлия.
К слову, моя супруга очень долго держала этот диск в своей  машине и слушала только сама. Она говорила и музыка, и исполнение, и  история создания диска  настраивали на  что то личное .  
Юлия Андреева
alex, 68, ec, Действительно, замечательная история! Да, я говорила именно об этом. Спасибо. Очень ценно, когда твой текст находит такой отклик.
Юлия Андреева
alex, 68, ec, Огромное спасибо за теплые слова. Да, вы правы - пора собирать - статьи, рассказы, музыку. Постоянно откладываю, потому что слишком занята написанием всего этого.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?