Как работают новые инструменты интеграции

Эффект открытого рынка

Планируется, что уже в 2024 году Беларусь и Россия будут действовать в рамках единого экономического пространства. Таков один из ожидаемых результатов укрепления интеграции на основе 28 союзных программ, одобренных президентами двух стран. Однако уже сегодня белорусские и российские производственники выстраивают общую промышленную политику. И как показывает практика, достаточно успешно.

В создании любого современного агрегата участвуют сотни специалистов с обеих сторон.
Роман Щербенков

Минский тракторный завод за прошлый год увеличил экспорт почти на четверть и продал за рубеж более 36 тысяч тракторов и машин. Из них 13,5 тысячи получили аграрии и другие заказчики из России — традиционно крупнейшего покупателя продукции МТЗ. В частности, хозяйства Самарской области заинтересовались тракторами BELARUS‑2103 на гусеничном ходу. Их использование позволяет решить основную проблему региона — переуплотнение почвы. Гусеничный трактор снижает нагрузку на плодородный слой, что способствует увеличению урожайности. Кроме того, появляется возможность пораньше начать весенние полевые работы, а это также способствует прибавке урожая. Пахотный клин в области насчитывает 3,3 миллиона га, для его обработки необходимо около трех тысяч гусеничных машин. По мнению руководителей сельхозорганизаций региона, недавно посетивших МТЗ, завод может стать перспективным поставщиком такой техники. А значит, общая цифра продажи белорусских тракторов в России в перспективе еще более возрастет. 

Поставкам способствуют все большая открытость рынка союзной страны для белорусской техники. Она на равных условиях с российской реализуется потребителям при финансовой поддержке АО «Росагролизинг». В рамках сотрудничества с этой структурой Минский тракторный завод за два года в десять раз увеличил поставки техники в российские регионы. «Если в 2019 году мы поставили российским заказчикам всего 56 единиц техники МТЗ, то в 2021‑м — 557 единиц, — отметил явный прогресс генеральный директор АО «Росагролизинг» Павел Косов. — А начиная с 2002 года российским аграриям поставлено свыше трех тысяч единиц техники Минского тракторного завода. По общему объему МТЗ занимает второе место в рейтинге наших поставщиков». 

При этом генеральный директор ОАО «Минский тракторный завод» Виталий Вовк уверен, что и это не предел. «Мы готовы предложить российским партнерам новую линейку тракторов с улучшенными потребительскими свойствами», — заверил он. Эта техника привлекательна и тем, что оснащена высокоэффективным двигателем, собранным в России, — такова еще одна грань промышленной кооперации. Ярким примером ее является и совместное предприятие по производству минских тракторов в Елабуге. Виталий Вовк выразил заинтересованность в инвестициях «Росагролизинга» в укрепление материально‑технической базы ООО «Торгово‑производственная компания МТЗ‑Татарстан». Выгода будет взаимная.

Подобное сотрудничество позволяет Беларуси успешно парировать санкции Запада. В том числе потому, что российская сторона открыла для союзника свой огромный рынок, оказывает многоплановую поддержку в различных сферах, подчеркивают в МИД. Об этом же говорят цифры: в 2021 году Россия являлась основным торговым партнером Беларуси, на ее долю пришлось 49 процентов стоимостного объема внешней торговли товарами, 41,1 процента экспорта (прирост почти 25 процентов), 56,6 процента импорта. 

— Сторонами продолжена работа по снятию барьеров и ограничений во взаимной торговле, обеспечению равных условий хозяйствования, решению актуальных вопросов взаимодействия в энергетической сфере, наращиванию промышленной кооперации, — подчеркнули в МИД. — В ходе заседаний группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства приняты решения по важнейшим вопросам двустороннего сотрудничества.

Это подтверждают и результаты работы на российском рынке Минского автозавода. Продажи его грузовиков в 2021 году выросли до 5410 единиц — на 44,5 процента. Что касается городских автобусов, то МАЗ на равных участвует в тендерах, проводимых муниципалитетами российских городов, и получает масштабные заказы. Типичный пример — сотрудничество с Санкт‑Петербургом. Его значимость подчеркнул губернатор города Александр Беглов, посещая недавно Минский автозавод:

— У нас уже заключен ряд контрактов. В соответствии с ними в Санкт‑Петербург поставят определенное количество автобусов на газомоторном топливе. Если все будет удачно с обкаткой опытного образца минского электробуса, который теперь эксплуатируется в Санкт‑Петербурге, то и по этой технике мы продолжим плодотворные отношения.

МАЗ изготавливает для города на Неве 896 автобусов средней и большой пассажировместимости на газомоторном топливе, уже отправлено более 300 машин. Пользуются спросом и троллейбусы минского ОАО «Белкоммунмаш». Наглядным примером взаимной выгодности промышленной кооперации стало и совместное российско‑белорусское предприятие «МЛМ Невский Лифт», выпускающее лифты. Они широко используются при капитальном ремонте многоквартирных домов. За семь лет произведено и установлено 7700 подъемников белорусской разработки, которые востребованы и в других российских регионах. Потому белорусские инвесторы рассматривают особую экономическую зону «Алга» в Башкирии для размещения производства лифтов. 

КСТАТИ

В первом квартале этого года белорусская промышленность увеличила производство на 7,2 процента по сравнению с январем 2021‑го.

sob@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter