Эффект оптового звена

Пинская   межрайонная   торговая   база   расширяет   сферу   влияния   и   увеличивает товарооборот

Пинская   межрайонная   торговая   база   расширяет   сферу   влияния   и   увеличивает товарооборот 

Живое, как говорят, предприятие от дышащего на ладан  лично я научился определять по некоторым мелким, но, тем не менее, довольно верным приметам. Одна из них – наличие на территории строителей, которые пусть ни шатко ни валко, с выматывающими нервы перекурами и прочими форсмажорными обстоятельствами, но дело свое делают: красят, белят, латают. Ну а поскольку по временам сегодняшним ремонт отнюдь не дешевое удовольствие, это значит, что не только деньги на ремонт заработаны, но и ближайшее, по крайней мере,  будущее просматривается четко и оптимистично. 

Наблюдения эти подтверждает и заместитель директора ЧУП «Пинская межрайонная торговая база» Светлана Никитюк, к кабинету которой я  и пробрался, обходя груды стройматериалов. 

— Ремонт для нас не роскошь, а самая что ни на есть насущная необходимость. И упор в нем сделан не на административные помещения, а на складские: их у нас свыше шести тысяч квадратных метров, и очень многое нужно приводить в порядок, работы ведь прибавляется, обороты растут, — подчеркивает собеседница.  — Большое внимание уделяется и развитию материально-технической базы: приобретаются техника, электропогрузчики, компьютеры. 

— Насколько я знаю, Светлана Владимировна, можно, и причем без лишней скромности, говорить о качественно новом уровне работы вашего предприятия, хотя еще несколько лет назад само его существование казалось нецелесообразным? 

— Были, что скрывать, времена, когда база находилась на грани закрытия,  стоял вопрос о ее присоединении к Пинскому райпо, когда у многих наших коллег просто руки опускались от невозможности исправить положение. И тем не менее мы, и в первую очередь благодаря профессионализму, оптимизму и высокому чувству долга нашего директора Валентины  Веренич, выстояли. Научились опять же благодаря Валентине Адамовне концентрироваться на главном, сделали ставку на закуп быстрооборачиваемого, востребованного ассортимента. И коллектив не только сохранили, но и увеличили его практически вдвое. Очень резко, а это в нашей работе главное, увеличили товарооборот. По итогам прошлого года, например, весь оборот по предприятию составил более шестидесяти миллиардов рублей – это почти двадцать миллиардов прибавки в сравнении с годом предыдущим. За три месяца текущего года этот показатель составляет более пятнадцати миллиардов рублей. Сумма значительная, но, надо признать честно, ниже планового показателя. Это значит, что отставание надо будет наверстывать, перекрывать, работать с еще большим напряжением. 

— Попытаемся с вашей помощью очертить основные направления этой работы. 

— Понятно, что основное наше назначение – обеспечение товарами своей зоны обслуживания. Для разных групп товаров, к примеру кондитерских, табачных изделий, они разные. Обслуживаем магазины, их сегодня  440, куда завозим товар сразу с базы, для чего еще в 2005 году возобновлена работа экспедиции. Цель понятная — эффективная работа транспорта, быстрая и четкая доставка товаров. В Пинском райпо доставляем товар в каждое торговое предприятие,  сильно, до 40 процентов, расширили свое, если можно так выразиться, присутствие в Ивановском и Дрогичинском райпо, товар доставляем по графику. Понятно, что все охватить трудно, но ассортимент товаров, соответствующий специализации базы, в наличии есть практически всегда. Сами понимаете, что это сотни наименований по самым различным группам. Если же случается так, что какого-то наименования товара нет, это фиксируется в журнале неудовлетворенного спроса, и предпринимаются все меры, чтобы товар появился на базе в кратчайшие сроки. Это, как вы понимаете, зависит уже от нас самих, от того, насколько четко и продуктивно налажена работа коммерческого  аппарата с поставщиками, производителями. 

— Поставщиков, тех, с кем вы работаете, конечно же, немало? 

— Конечно. По кондитерской группе работаем с ОАО «Коммунарка», КУП «Витьба», РУУП «Могилевхлебпром», ОАО «Слодыч», «Красный мозырянин»… Макаронные изделия нам поставляют ОАО «Боримак» и СП «Унибел». Перечень этот можно продолжить и дальше, но, думаю, и так заметно, что работаем с фирмами известными, закупаем товары брендовые, которые знакомы потребителю и спросом пользуются устойчивым. Если говорить об объемах, то они выглядят так: в первом квартале реализовано товаров на 15,7 миллиарда рублей, в том числе по районам в зоне обслуживания – на 14 миллиардов рублей. Работаем в основном с отечественным производителем. Внешняя деятельность в общем объеме пока около 7 процентов в обороте. В основном в непродовольственной группе товаров, рентабельность по некоторым из них достигает 60 процентов. Понятно, что если среднюю рентабельность по всему внешнему закупу имеем в пределах 24 процентов, то это крайне выгодно.

— Светлана Владимировна, но если что-то выгодно вам, значит ли это, что такую же выгоду имеют и райпо, с которыми вы работаете? Не проще ли им закупать товар напрямую у производителя, исключая тем самым из цепочки лишнее звено – вашу базу? 

— Выгода, с моей точки зрения, несомненно, есть, и немалая. Ведь товар мы завозим им напрямую, в магазины. То есть минуя склады торговых филиалов, где нужно было бы приходовать его, держать штат  складских работников, грузчиков. Мы же, если завозим товары только в филиалы, транспортные расходы относим на свой счет, если в магазины – пятьдесят процентов. Плюс к тому торговая наценка остается в распоряжении райпо. К слову сказать, работаем мы не только с коллегами  кооператорами, но и с предприятиями других форм собственности. И если по прошлому году они в общем нашем обороте занимали 3,6 процента, то за первый квартал текущего года — уже 6,4 процента. То есть другим, не кооперативным собственникам, с нами работать выгодно, хотя рассчитываться с нами они должны за десять календарных дней, тогда как для наших райпо этот срок составляет 40—50 дней. 

— Проблемы, как я понимаю, в расчетах с райпо имеют место быть? 

— Имеют. Получается, благодаря тому, что наша кредиторская задолженность ниже дебиторской, некоторые  райпо мы же и кредитуем. Сейчас, правда, заметно улучшились текущие платежи, сложнее  с задолженностями прошлых лет. 

— Светлана Владимировна, а магазинчик на первом этаже административного здания базы, до предела, как я заметил, забитый всевозможными товарами, это ваш или кто-то предприимчивый так развернулся на арендованных площадях? 

— Это наш розничный магазин. И очень в городе популярный. Потому что  вначале мы в нем до минимума снизили наценки, чем и привлекли покупателя. Нам самим это очень выгодно – благодаря быстрой оборачиваемости этот магазин дает в месяц  180—190 миллионов рублей товарооборота, а нагрузка на одного работника составляет более 40 миллионов рублей. В оптовом звене она, кстати, составляет 113,5 миллиона рублей. Цифры, другие производственные показатели, как видите, высокие, но должны быть и будут еще выше. Ведь сегодня темп работы задает само время, малейшее промедление, нерасторопность — и, смотришь, тебя обходит кто-то более динамичный и дальше смотрящий. Мы, все наши работники, с таким трудом отстоявшие и поднявшие на ноги свое предприятие, такого допустить никак не  можем. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter