Головченко — о последствиях прекращения для Литвы транзита калийных удобрений

Эффект бумеранга

Премьер-министр — о последствиях прекращения для Литвы транзита калийных удобрений, судьбе экспорта древесины в эту страну и шансах на восстановление нормальных отношений

Калийные удобрения — одна из крупных экспортных позиций Беларуси. Наша страна — один из мировых лидеров по производству и поставкам на рынки удобрений: наша доля составляет 20 процентов. Ориентировочно на мировом рынке мы имеем от 2,5 до 3 миллиардов долларов. Рост цен на калийные удобрения продолжается, в том числе и за счет информационного ажиотажа вокруг перекрытия Литвой транзита с 1 февраля. Какого-либо ущерба от этого решения соседей белорусская экономика не ощутила. Страна реализует стратегию релокации товарных потоков в портах дружественных государств. Ведь если закрывается одна дверь, сразу открывается другая, а то и несколько. Официальную позицию Вильнюса разделяют далеко не все граждане Литвы. Вопросов у общества накопилось много, а вот ответы на самые актуальные в интервью журналисту литовской газеты «Вечерние новости» дал Премьер-министр нашей страны Роман Головченко.

Фото  БЕЛТА

Своевременная переориентация 

Решение Вильнюса о прекращении транзита белорусского калия через свою территорию, мягко говоря, со стороны Литвы недальновидное. Ведь на перевозке страна зарабатывала колоссальные деньги, в том числе активно развивалась портовая инфраструктура. И в первую очередь за счет перевалки белорусских грузов. Правительство Беларуси неоднократно предупреждало литовских коллег о недопустимости принятия такого нелегитимного решения. Но позиция не была услышана. Наша страна вынужденно пошла на ответный шаг и ввела запрет на железнодорожные перевозки удобрений и нефтепродуктов из Литвы, которые идут транзитом через нашу страну. При этом Беларусь предпринимала цивилизованные попытки решить этот вопрос в рамках правовых механизмов.

— Мы воспринимаем это решение как абсолютно незаконное и с точки зрения международного права, и двусторонних отношений, — отметил Роман Головченко. — Мы не вмешиваемся во внутренние дела в отличие, кстати, от литовских властей, которые всячески пытаются вмешаться в наши внутренние дела. Но мы хеджируем свои риски и секьюритизируем наши экономические интересы. Поэтому калий поедет в другую сторону, он уже едет. Украина и Россия — это что касается морских перевозок. В основном калий идет в Россию. Есть железнодорожные перевозки в направлении Китая.

Вопрос БелАЭС приобрел в Литве абсолютно неприемлемую трактовку.
Фото  БЕЛТА

По словам Премьер-министра, Латвия и Польша — ненадежные партнеры в плане построения долгосрочных схем сотрудничества исходя из политики в отношении Беларуси. 

— Когда речь идет о больших деньгах, серьезных проектах, нельзя работать с ненадежными партнерами. Пока через Литву поставляются другие белорусские товары транзитом через порт в Клайпеде. Однако если ситуация будет развиваться в таком же ключе, мы уберем и их. И что тогда будет грузить клайпедский порт — большой вопрос, — сообщил руководитель Правительства.

Симметричный ответ 

Обратим внимание, что с точки зрения экономики сотрудничество двух стран приносило хорошие дивиденды не только за транзит. Литва до недавнего времени занимала шестую строчку в рейтинге основных торговых партнеров нашей страны. Только в прошлом году товарооборот достиг полутора миллиардов долларов. Цифра росла. Но официальный Вильнюс сделал свой выбор. 

— Если посмотреть товары, которые экспортируются из Беларуси в Литву, сотни миллионов — это деревообработка продукции, — напомнил Роман Головченко. — Древесина в виде распиленной доски направляется в Литву, а там уже литовские деревоперерабатывающие предприятия делают дальнейшую переработку и экспортируют в страны Евросоюза. Если придется, мы перекроем этот канал поставок. Где будет брать Литва древесину и куда денутся литовские деревообработчики — вопрос. Мы просто перекинем древесину на другие рынки — спрос очень большой.

Беларусь выбрала стратегию релокации товарных потоков из Литвы.
storage.myseldon.com

Языком цифр и фактов 

Риторика антидобрососедства сейчас сохраняется и на границе. До семи дней стоят в очереди. Въезда в Литву ожидает более 2,5 тысячи авто, а на въезд в Беларусь — всего 380. Цифры несоразмерные. Но мы готовы к диалогу, чтобы решить проблемы людей и бизнеса, отмечает Премьер-министр. Однако аргументы не слышат. Как, например, и с БелАЭС.

— Кто не захотел покупать более дешевую электроэнергию из Беларуси? От этого отказалась Литва, — акцентировал Роман Головченко. — Вопрос БелАЭС приобрел в Литве абсолютно неприемлемую для нас трактовку. Станция почему-то воспринимается как угроза национальной безопасности Литвы. Это при том, что Беларусь работает в соответствии со всеми международными обязательствами, сотрудничает с Международным агентством по атомной энергии и ENSREG. Получаем оттуда позитивные отчеты, заявляется о высокой степени сотрудничества с Беларусью и соблюдении всех регуляторных норм. Если у зарубежных экспертов возникнет желание осуществить мониторинг на двусторонней основе, Беларусь отреагирует на такой запрос. Мы всегда отреагируем в отличие от литовских коллег, которые на наши запросы предпочитают не реагировать.

Беларусь хеджирует свои риски и секьюритизирует экономические интересы.
Фото Андрея Сазонова

Рассказал Роман Головченко и про условия восстановления нормальных отношений с Литвой.

— Я думаю, что при наличии реального желания восстановить отношения, вывести их на нормальный уровень это не займет много времени. Я могу сказать за белорусское Правительство, что мы готовы нормализовать отношения очень быстро. Но для этого литовская сторона должна отказаться, во-первых, от той риторики, которую проводит по отношению к нашей стране, во-вторых, от подрывных действий, которые направлены против безопасности и суверенитета Беларуси, — подчеркнул Премьер-министр. 

Руководитель Правительства считает, что зарубежные политики не способны нанести категорический ущерб нашим отношениям: 

— Более того, думаю, что нормализация обязательно произойдет, но затягивание этих сроков приведет к тому, что нам потребуется больше времени для того, чтобы все сделать. Еще полгода — и я не уверен, что мы будем в состоянии вернуть транзитные потоки в Литву. Это крайне недальновидная и непродуманная политика, которая приносит ущерб экономике Литвы.

В случае необходимости Беларусь готова прекратить экспорт древесины в Литву.
Фото  БЕЛТА

Также Роман Головченко сообщил, что будет с импортом товаров из Литвы:

— Из Литвы импортируются в большом количестве запасные части, одежда б/у. Это торговый бизнес Литвы, который работает на этом. Мы просто откажемся от импорта этих категорий — куда повезут они дальше? Беларусь не заинтересована в таком подходе. Если нас вынудят отвечать дальше, то у нас есть минструментарий, которым мы воспользуемся, но мы этого не хотим. Беларусь заинтересована в политике добрососедства и прагматичного сотрудничества с Литвой.

sichevich@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter