В Минске прошел творческий вечер актрисы Валентины Талызиной "Моя ирония судьбы"

Ее зигзаг удачи

Хорошие актрисы не боятся показаться некрасивыми. Потому что главный их стержень — внутренняя сила и красота. Они словно подсвечиваются ими изнутри. С каким стертым лицом играла свою невзрачную героиню — Алевтину — Валентина Талызина в комедии «Зигзаг удачи»! А получился один из самых запоминающихся женских образов в советском кино. Полная противоположность — ее томная секретарша из комедии «Старики–разбойники». Воинствующая женственность и макияж «боевой» раскраски. Как лихо прорабатывает она сантехника Афанасия Борщова на общем собрании коллектива в комедии «Афоня». Стальной характер! Недавно тем, кто не щелкал клювом, выпала редчайшая возможность увидеть актрису Талызину воочию, услышать ее истории из первых уст. В Минске в Доме Москвы прошел творческий вечер «Моя ирония судьбы» в стиле поэтического театра. А днем раньше на XXIII Минской международной выставке–ярмарке при невероятном скоплении народа состоялась презентация книги воспоминаний «Мои пригорки, ручейки...». Книгу актриса не писала сама, а надиктовала одной опытной журналистке. «О чем вы в ней умолчали?» — спрашиваю. «О личной жизни! — с ходу отвечает Валентина Илларионовна. — Ничего жареного там нет. Не надо вам все знать». Все равно свидетельствую: упоительное чтение! С таким мудрым и жизнеутверждающим чтивом надо встречать нынешнюю весну.

В Доме Москвы сидели на ступеньках, стояли у стен — услышать любимую актрису захотели многие. Уходит традиция некогда крайне популярных актерских встреч. Но роскошь человеческого общения никто не отменял. Тем более общение не с какой–нибудь сериальной звездой, фамилию которой еще не все запомнили, а с масштабным дарованием, отшлифованным временем.

Не мешкая, пока зал настраивался на общение, Валентина Илларионовна стала читать стихи — любимых Тарковского, Ахматову, Цветаеву, Гиппиус. Она призналась, что сейчас у нее уже четыре поэтические программы. И это в восемьдесят один год, когда многие предпочитают отдыхать на печке.


Поэтический театр стал для актрисы заменой театру репертуарному. Были успешные комедийные антрепризы — «Двое с большой дороги», «Госпожа министерша». Но в репертуаре родного театра им. Моссовета актриса, которую ценили Раневская и Плятт, увы, не занята. Возникший на спектакле «Мораль пани Дульской» конфликт уладить не удалось. «Пьеса шла с большим успехом, — вспоминает актриса, — всегда аншлаг, публика смеялась и много аплодировала. Но потом одна из артисток, которую совсем не принимал зритель, стала произносить текст, которого в пьесе не было. Эти импровизации возникали чаще всего в сценах, где и я участвовала. Я приходила в ужас от такой смелости и беспардонности. Стала зажиматься, у меня появились напряжение, страх, и стало подниматься давление. Она кинозвезда, красивая артистка. Гламурный персонаж». Жесток и коварен мир театрального закулисья! Более ста ролей в кино, а все норовят тебе битое стекло в туфли насыпать. Но переживать особо не стоит, «гламурному персонажу» до той народной любви, которая есть у Талызиной, еще очень далеко. Да и могут ли сегодняшние сериалы дать тот эффект, что давал советский кинопрокат со своей мощнейшей сетью кинотеатров. Один и тот же фильм могли посмотреть двадцать или тридцать миллионов зрителей — неслыханные цифры!

В судьбе Валентины Талызиной не было моментов колоссального везения. Все ей доставалось упорным трудом. На роль некрасивой Алевтины поначалу режиссер Рязанов хотел утвердить Алису Фрейндлих. «Может быть, поэтому все время кричал на меня. Когда потрясающий Евстигнеев увидел, что я в зажиме, подошел ко мне после съемки и предложил четвертинку со словами: «Не переживай!» Не меньшими муками обернулось и озвучивание на картине «Ирония судьбы, или С легким паром!». Режиссер выбирал голос под записанные Пугачевой песни и всех измучил. Кандидатуру Талызиной поддержала супруга режиссера Нина Скуйбина. «40 лет картина держит рейтинг! Почему? — задалась вопросом Валентина Талызина. — Рязанов говорил, потому что там красивые поэзия и музыка. Не только! Каждый, кто имел отношение к этой истории, оставил в ней часть души». Ваша правда, дорогой вы наш человек!

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 29 (24911). Вторник, 16 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter