Вопреки официальным данным, народной артистке СССР, знаменитой купаловке Галине Макаровой в этом году исполнилось бы 90 лет
В ее судьбе было много необъяснимого с самого момента рождения, точной даты которого, как оказалось, никто не запомнил. Например, как дочь репрессированного могла мечтать о сцене советского театра? А она и не мечтала. Если бы не случайное знакомство, так бы и работала санитаркой... Попав в труппу театра, долго играла маленькие роли. Вечно «вторая» актриса уже перестала ждать своего звездного часа. Пока в одном из эпизодов ее не увидел Андрей Макаенок...
И в кино она сниматься не стремилась. Но в 1976 году режиссер Сергей Микаэлян задумал отыскать для главных ролей в своем фильме «Вдовы» непримелькавшиеся лица. Так, в 57 лет (!) к ней пришла всесоюзная слава, вернее, слава «всесоюзной бабушки». Позже, увидев Макарову на улице, люди часто спрашивали: «Вы не из нашей деревни?», искренне полагая, что простая женщина из фильмов «Вдовы», «Однолюб», «Белые росы» и десятков других на самом деле из народа, а не артистка театра и кино. Впрочем, зрители, принимавшие ее за свою, были недалеки от истины. Она жила вместе с ними и так же, как они, на электричках ездила на свою любимую дачу, ходила на рынок, вышивала удивительные картины, растила детей и внуков, переживая «за малых сих», и помогала людям... испытывая чувство вины за свою известность.
Впервые подробности биографии своей знаменитой матери корреспонденту «СБ» рассказывает дочь актрисы Татьяна Костюнина.
— Настоящее имя мамы — Агафья. Девичья фамилия — Чехович. Отец не принял Советскую власть и ушел в армию Деникина, за что потом был репрессирован и только чудом остался жив. Агафья–Агата была самая озорная из всех сестер, за что ее прозвали Бубен. Она пела и читала стихи всей улице.
— Как получилось так, что настоящий возраст вашей мамы разошелся с паспортным?
— Никто из четырех девочек в семье толком не знал точной даты своего рождения. Времена были трудные, дни рождения не отмечали, а после ареста отца все документы и даже фотографии пришлось уничтожить. При оформлении новых возраст детям давали «на глаз». Маму «омолодили», записав годом рождения 1919–й. Потом она высчитала, что скорее всего родилась в 1916 году, правда, в каком месяце — неизвестно. В 16 лет Агата уехала из Старобина в Минск и нанялась домработницей. Затем устроилась санитаркой в первую клиническую больницу. Отец ее подружки работал в отделе культуры. Он–то и добился, чтобы маму допустили на экзамен в студию при театре Янки Купалы, сказав членам комиссии: «Если вы не примете эту девочку, вы совершите огромную ошибку». На экзамене мама играла на аккордеоне и читала «Курган» Янки Купалы. В студию ее приняли сразу, а по окончании взяли в труппу театра.
Он был единственной любовью...
«Кому ты там нужна!» — посмеялся Макаров над решением бывшей жены вернуться в Минск. Эти обидные слова положили конец колебаниям, и Галина вместе с возвращающимися из эвакуации купаловцами приехала в разрушенный Минск.
— Как Агафья стала Галиной Макаровой?
— В студии кто–то обронил: «Что за имя у тебя деревенское — Агафья. Давай ты будешь Галина!» А в 1939 году в командировку в Минск приехал молодой командир Иван Макаров. Он увидел маму на сцене и сразу после спектакля пробрался за кулисы, чтобы познакомиться. Мама безумно влюбилась в красавца военного. Она оставила театр и поехала за мужем сначала в Москву, потом в Карелию. После войны, вернувшись из эвакуации опять в Москву, мама успешно прошла прослушивание в театр им. Вахтангова и уже собиралась выйти на новую сцену, как с войны пришел муж... с «фронтовой женой». Мама из гордого отчаяния приняла решение ехать в Минск... Как раз в это время Купаловский театр возвращался из Томска. Поезд с артистами сошел с рельсов. Тогда погибли 9 человек. С трудом купаловцы добрались до Москвы, где мама их и нашла.
— И что, отношения с мужем разрываются навсегда?
— Похоже, мама его не простила... Хотя спустя много лет мы встретились семьями в Москве как родные люди. Иван Семенович не скрывал своего изумления и восхищения мамиными успехами, он всегда разыскивал ее на гастролях в Москве, обижался, что она ему не звонила. И знаете, думаю, что все–таки он был ее единственной любовью на всю жизнь.
— ?!!
— Когда маме сообщили о его смерти, у нее случился гипертонический криз.
— А как же ваш отец (второй муж Галины Макаровой — актер театра им. Я.Купалы Павел Пекур. — Авт.)?
— Ему она была всегда предана, уважала и по–своему, конечно, любила.
Про лилипута Сенечку
и пьяного на лавочке
В дверь позвонил очень приличный мужчина, и, протянув хозяйке коробку конфет, признался, что это он несколько дней назад заснул пьяным на лавочке: «Я проснулся и не могу понять, где я лежу на подушке, укрытый одеялом?!»
— Про доброту Галины Климентьевны ходили легенды...
— У нее всегда было слишком обостренное чувство долга перед простыми людьми. Она ведь была из этой же среды и чувствовала вину за то, что ей жилось лучше, чем многим. В нашем доме был настоящий приют. Актрисы театра приходили со своими проблемами и оставались ночевать, все время обедали какие–то цыганские дети. В задней комнате жили гастролирующие циркачи. Одного из них, лилипута Сенечку, парализовало, и он не смог уехать с труппой. Мама ухаживала за ним, как за собственным сыном. Носила его в ванну на руках. Я же принимала этого 50–летнего человека за ребенка и все хотела заставить со мной играть, и даже ударила куклой по голове за то, что он отказывался. Сенечка жил у нас, пока за ним не приехали родственники.
Как–то во дворе мама увидела милиционеров, которые кого–то искали. Зашла в подъезд, а там стоит парень, вжался в стену. Она открыла дверь квартиры: «Заходи!» Дома напоила его чаем и, представьте, ничего не спросила. Потом сходила во двор и сообщила: «Там никого нет». Парень очень благодарил маму и все повторял: «Поверьте, я ничего страшного не совершил!» Другого, тоже во дворе, в драке ранили ножом. Мама, конечно, привела его к нам, промыла и забинтовала рану.
Еще одного бедолагу она пьяным обнаружила на лавочке у подъезда. Принесла подушку, одеяло, укрыла его и всю ночь выходила, боялась, что с ним что–то может случиться.
— И при всем этом она ведь уже была известной народной артисткой?
— Мама, скорее, тяготилась своей известностью, чем гордилась ею. К нам приходили мешки писем со всего Союза. Каждое начиналось со слов: «Вы так похожи на мою бабушку». После похода на рынок она расстраивалась: «Не пойду больше. Мне все отдают бесплатно. Неудобно же!»
Одной страстью
«Жан Габен в юбке» — так называли Галину Макарову на «Ленфильме», в родном театре их со Станютой окрестили «наши звезды Голливуда».
— Галина Климентьевна считала Андрея Макаенка своим «крестным отцом» в театре, не правда ли?
— Знаменитой она стала не сразу. Андрей Егорович увидел Макарову в эпизоде и знаменитую пьесу «Лявонiха на арбiце» написал специально для нее. Он даже поставил условие театру: если Макарова не сыграет главную роль, увезет пьесу в Москву! Затем был «Трибунал». В 1976 году режиссер «Ленфильма» Сергей Микаэлян решил снять фильм «Вдовы» о двух бабушках, которые похоронили своих близких и ухаживали за чужими могилами. Он искал непримелькавшиеся лица и в итоге нашел двух великолепных актрис — Галину Скоробогатову и Галину Макарову. После этого фильма маму приглашали на съемки до последних дней жизни.
— Как она чувствовала себя в роли «главной советской бабушки»?
— Мама так устала от этого амплуа! Она ведь была разноплановой актрисой. Любила исторические роли, играла Шекспира. Когда она увидела Римму Маркову в роли настоятельницы монастыря в «Гардемаринах», воскликнула с сожалением: «Как бы я хотела это сыграть!» Впрочем, работой никакой не гнушалась. Один раз ее даже попросили побыть Дедом Морозом на утреннике в садике у внучки, и она с радостью согласилась! В моем любимом спектакле «Аленький цветочек» мама играла Кикимору и считала эту роль одной из своих любимых. О том, что ей присвоили звание народной артистки СССР, мы узнали из газеты, по–моему, даже из «Советской Белоруссии». Мама не поверила. Она не была членом партии и звание считала почти чудом. Потом ее наградили еще орденом Ленина, но после похорон орден пропал...
— У Павла Алексеевича не было профессиональной ревности к своей жене?
— Что вы! Папа так любил и уважал маму, он радовался ее успехам. К тому же он и сам был известным актером театра. Он сыграл в кинофильмах «Саша–Сашенька», «Часы остановились в полночь». В семье царила театральная атмосфера. К нам приезжали в гости Клавдия Шульженко, Глеб Стриженов, Роман Филиппов. Юра Саранцев подарил мне огромную куклу. Купаловцы играли у нас в «тысячу», а я в это время сидела под столом и «перенимала опыт».
— Говорят, Галина Климентьевна могла загнуть крепкое словцо?
— А как же! Это неотъемлемая часть народной души. Мама знала 36 куплетов «очень фольклорных» частушек, но исполняла их только избранным.
100 кустов пионов
— В одном интервью у Макаровой спросили, кем бы она стала, если бы не была актрисой, и Галина Климентьевна ответила: «Председателем колхоза». Пошутила?
— Не думаю. Мама безумно любила работать на земле! И поскольку председателем колхоза не была, то развивала свои аграрные способности в пределах нашей семьи. (Смеется.) Вокруг этого дома на площади Победы разбила чудесные клумбы, посадила деревья. Ночами охраняла, чтобы цветы не срезали. Когда строили метро, Настя прибежала домой и с порога закричала: «Бабушка! Там твой клен рубят». Она, конечно, понимала, что это необходимо, но все равно плакала. А когда реконструировали площадь, уже после маминой смерти, и выкопали ее черешню и алычу, плакала я. Но до сих пор здесь растут ее береза и каштан.
На земле мама никогда не работала в перчатках. А когда купила дачный участок, семена ей присылали со всего Союза. У нее было 100 кустов пионов! Машины у нас никогда не было. На дачу мама ездила на электричке. Иногда прямо после спектакля садилась в поезд, а потом полола при лунном свете, получая при этом колоссальное удовольствие. Однажды она везла две сумки навоза для своих любимых пионов. Из–за запаха оставила поклажу в тамбуре, откуда ее украли. Потом мама смеялась: «Как бы я хотела посмотреть на реакцию человека, который откроет мои сумки».
Конь, копье и мотокросс
— Ваша мама хотела, чтобы вы стали актрисой?
— Если и не актрисой, то обязательно причастной к искусству, даже отвела меня в музыкальную школу. Я ее окончила, но стала спортсменкой, 22 года занималась легкоатлетическим семиборьем. Весь театр знал о моих спортивных успехах. Кстати, нельзя сказать, что я не пошла по ее стопам. Когда она училась в театральной студии, занималась ведь мотоспортом. Однажды въехала в витрину магазина, да еще порвала кому–то пальто! А в 1937 году стала даже чемпионкой республики по мотокроссу! Потом занялась конным спортом, а на бывший стадион «Пищевик» ходила метать копье.
— Многие знаменитые артистки чувствуют вину перед семьей за то, что недодают ей внимания, душевного тепла...
— Скажу вам, что сначала на гастроли с мамой ездила я, потом моя дочь Настя. Вниманием мы не были обделены. Дома мама все успевала: организовать ремонт, починить, купить, пригласить. Зато папа мог приготовить обед. Они были совершенно разными: мама — взрывная, импульсивная, а папа — спокойный, мягкий. Объединяло их искусство, причем не только театр. Папа писал картины, а мама вышивала их копии. Единой страстью были книги. Другого богатства в нашем доме не было. После своей свадьбы я заметила, что с полки исчезли сочинения Пушкина и Золя. Мама продала книги, чтобы сыграть мне свадьбу. Родители умерли в одном возрасте — в 73 года, только папа на 11 лет раньше. После его смерти маме делали предложения известные люди. Но больше замуж она не вышла.
Ее величество Бабушка
Вопреки официальным данным, народной артистке СССР, знаменитой купаловке Галине Макаровой в этом году исполнилось бы 90 лет