Чего не хватает белорусским биопродуктам для того, чтобы их покупали в Германии
МИД ФРГ не только предложил группе специалистов из нашей страны поучаствовать в информационной поездке по теме «Экологическое сельское хозяйство», организовал ее с учетом практически всех пожеланий белорусской делегации, но и пригласил к себе в гости. В 30—40-е годы прошлого века здесь, некогда самом большом строении в сердце Берлина, на Werdersher Markt, 1, размещался центральный банк Третьего рейха, после Второй мировой войны здание перешло во владение Компартии ГДР, ее глава Эрих Хонеккер имел там свой офис. Ну а МИД ФРГ въехал сюда 20 января 2000 года.
Андрей ЗАНЕВСКИЙ подарил Мирко КРУППУ белорусскую продукцию из льна.
Нас встретил Мирко Круппа, заместитель начальника отдела МИД ФРГ, отвечающий за отношения в области культуры и образования с Россией, Украиной, Казахстаном, Беларусью и Молдовой. Прекрасно владеющий русским языком, государственный чиновник полгода как курирует Беларусь (до этого занимался Украиной, Китаем, Россией) и бывал в Минске, откуда привез самые позитивные впечатления.
Диалог начался с вопроса: как возникла идея вот этой поездки по экологической тематике именно для специалистов из Беларуси?
— В Германии интерес к органическому земледелию возрос в последние годы необычайно. С одной стороны, это высокий спрос потребителя, заботящегося о своем здоровье, но с другой — экопродукция тесно связана с бизнес-идеями, финансированием сельскохозяйственного сектора. Возьмем, к примеру, туризм. Жители городов (думаю, и у вас это есть) вообще забывают, откуда берется еда. А образовательные программы для молодежи в сфере экологического земледелия помогают удовлетворить этот интерес. Свой опыт мы стремимся передавать в другие страны. А в Беларуси, насколько я знаю, тоже есть инициативы в этом секторе, и думаю, вам полезно перенять наш опыт.
Беларусь открыта для общения с другими странами, подтвердили участники делегации. И любые взаимоотношения, в том числе и в сельхозсфере, полезны. Участие в информационной поездке в Германию позволило ближе ознакомиться с практикой ведения экоземледелия, господдержкой производителей, стандартами качества и маркетинга для производства и сбыта готовой продукции, и все это важно.
— У вас в стране есть отличные резервы для выпуска экопродукции, но отсутствие в этом направлении законодательной базы тормозит процесс, — считает Мирко Круппа. — В прошлом году помню случай: немецко-датское предприятие, созданное в Беларуси, решило предложить потребителю экологический березовый сок как новый культовый напиток. Собирались наладить его в ЕС на экспорт. Первые проекты состоялись, но все же с большими трудностями (вопросы сертификации, таможенные и так далее). В ЕС жесткие стандарты, и, если продукция им не соответствует, экспорт будет затруднен. Нужны и на первоначальном этапе немалые средства. Ведь в этом сегменте экономики принцип такой: сначала вложить, а потом получить результат.
— В Германии конкуренция на рынке продуктов питания, как мы смогли убедиться, очень высокая. Но и давление со стороны сторонников традиционного сельского хозяйства немалое…
— Давление есть, но и биопродукция уверенно занимает свою нишу. Ее производители — это тенденция последних лет — идут в направлении укрупнения хозяйств. Имеющие в собственности 50—70 гектаров объединяются и расширяются до 400 гектаров, особенно в восточной части Германии.
— Могут ли белорусские биопродукты в перспективе, если будут налажены их широкое производство и экспорт, заинтересовать немецкого потребителя?
— Безусловно. Но у них должен быть узнаваемый бренд. Чтобы немцы понимали, глядя на этикетку, что это продукт высокого качества. Как, к примеру, ирландские продукты — свое место на рынке занимали долго, но теперь в сознании массового немецкого потребителя они символ абсолютно чистых, как и новозеландские.
Мирко Круппа заинтересовался, продвигаем ли мы экопродукты в сельских агроусадьбах? Специалисты объяснили: жители села на своих подворьях выращивают овощи, фрукты, понятно, что нет у них на эту продукцию сертификации «экопродукт», но никто из них там особо удобрений и химпрепаратов не вносит (ну разве под картошку, колорадского жука погонять, и то немного). Сами понимают, что нужно к этому идти. Но в последнее время семимильными шагами стал развиваться такой вид бизнеса, как агроэкотуризм. И именно в этот сектор в перспективе будем широко поставлять органические продукты, чтобы привлечь туриста не только природными красотами. Все должно быть взаимосвязано.
— В Германии тоже важно, чтобы туристы, приезжая на отдых в деревню, получали от фермера чистые продукты, — подтвердил заместитель начальника отдела МИД ФРГ. — И уже сложилась традиция — фермер продает прямо на месте биопродукты, а заинтересованные потребители-туристы становятся его постоянными покупателями. Это важный канал сбыта для многих маленьких фермерских хозяйств. Кстати, каждый год 10 тысяч белорусских детей из районов, пострадавших от чернобыльской катастрофы, приезжают в нашу страну, и наша цель — организовать питание именно на основе органической продукции.
Рассказали мы и о том, что сегодня в Беларуси более миллиона гектаров сельхозугодий — в пользовании жителей страны и фермерских хозяйств. Это как раз те земли, которые реально могут быть источником получения органической сельхозпродукции. Но пока у нас отсутствует нормативная и правовая база, которая помогла бы сформировать сектор органического производства. Есть и такой момент, как недостаточная информированность производителей сельхозпродукции. Кроме того, нерешенными остаются вопросы конкурентоспособности органического производства и дотирования таких производителей государством. Предстоит поработать еще и над маркетингом, и рынком сбыта готовой продукции.
— Вместе с тем продвижение органического земледелия в республике уже активно ведется как на общественном, так и государственном уровнях, — подытожил начальник главного управления растениеводства Минсельхозпрода Андрей Заневский. — Создана рабочая группа по развитию органического сельского хозяйства в республике, в составе которой представители различных организаций, ученые и фермеры. Да и общественные объединения экологической направленности продвигают проекты по популяризации идей органического земледелия как среди возможных производителей, так и покупателей. Прорабатывается вопрос о подготовке специалистов по органическому земледелию в сельхозвузах.
КОНЕЧНО, нам еще многое предстоит сделать — разработать отечественные стандарты на основе европейских, агробиологические и агротехнические приемы возделывания сельхозкультур для получения органической продукции растениеводства, создать системы сертификации и инспекционного контроля. Продолжить изучение опыта производства и сертификации органической продукции Европы и других стран, что позволит на этапе разработки национального законодательства в области сертификации экологического сельского хозяйства согласовать его с международными нормами и, таким образом, сэкономить ресурсы для разработки собственной нормативной базы. Большое значение имеет и разработка сельхозмашин, приспособленных к потребностям этого способа производства. Имеет смысл совместно с НАН Беларуси продолжить работу по развитию научных исследований в области экоземледелия, технологий экологического выращивания различных культур, селекции устойчивых сортов, развития биологических методов защиты растений. И, безусловно, разработать республиканские стандарты и другие соответствующие технологические нормативы ведения экологического сельского хозяйства и производства органической продукции.
Но, как говорится, лиха беда начало. Главное — есть немалый интерес и желание со стороны государственных и общественных структур, самих фермеров двигаться по тернистому пути. Но, как говорят, дорогу осилит идущий.Ведь в выигрыше останемся мы все.
МНЕНИЯ В ТЕМУ
Специалист по органическому сельскому хозяйству учреждения «Центр экологических решений» Любомир КЛЕПАЧ:
— В информационной поездке по Германии меня прежде всего интересовали возможности кооперации фермеров, занимающихся органическим сельским хозяйством. У нас таких производителей еще мало (до 15), и они территориально разрознены. Их нужно собрать вместе, объяснить им их возможности. Причем кооперация может быть на нескольких уровнях — в плане обмена опытом производства, совместного обучения, сбыта продукции. Сегодня у нас нет четко сформированной цепочки «потребитель — переработчик — покупатель». Поэтому пока еще фермеры должны людям сами объяснять, почему органический продукт — это хорошо, сами продвигать товар. Им сегодня нелегко — должны быть в одном лице и юристами, и трактористами, и ветеринарами и так далее. В данной ситуации для себя вижу задачу помогать фермерам в их кооперировании. Не исключаю, что мы пригласим немецких экспертов для обучения наших фермеров технологиям, продажам. Реально ли у нас создать что-то вроде экоакадемии, как в Бамберге? Мы задумываемся над этим, присматриваемся к ученым, которые могли бы в этом помочь. Убежден, пусть с некоторым опозданием, но мы будем идти в направлении органического сельского хозяйства тем же путем, что и Германия.
Председатель Правления экологического учреждения «Агро-Эко-Культура» Светлана СЕМЕНАС:
— В Беларуси необходимо развивать органическое сельское хозяйство. Его выгоды очевидны: улучшение здоровья людей и более чистая окружающая среда. Распространение органического сельского хозяйства улучшает плодородие почв, делает воду более чистой. Да, сначала урожайность снизится, но через некоторое время (примерно через три года) она повысится. В зависимости от культуры и погодных условий средняя урожайность на органических полях составляет 80—120 процентов от урожайности в конвенционном земледелии. Помимо прочего, экохозяйства способствуют сохранению чистоты водоемов и биоразнообразия, поэтому такие сельхозпредприятия могут быть организованы возле национальных парков. У нас же пока единицы сертифицированных хозяйств. Единственное, имеющее право использовать знак органического сельского хозяйства ЕС, — Игоря Хващевского в Гродненской области. Есть и другие, которые работают по органическим технологиям и начали процесс сертификации. Интерес к этому растет, и, надеюсь, таких хозяйств будет все больше и больше.
Фото автора
Минск—Берлин—Минск