Единый в белорусском варианте

Скандал вокруг российского ЕГЭ напомнил: лет пять назад возле белорусских вузов тоже торговали ответами на вопросы централизованного тестирования. И пока массовое сознание не вникло в тонкости технологии централизованных испытаний, данный товар находил сбыт.

Сейчас в Беларуси ответами не торгуют. Время от времени ряды абитуриентов, правда, будоражат слухи, что чей-то папа о хорошем сертификате “договорился”, а чья-то мама нашла дочери репетитора из числа авторов тестовых заданий. Если журналисты доносят эти слухи до ушей директора Республиканского института контроля знаний Николая ФЕСЬКОВА, он неизменно взрывается:
— Напишите большими буквами: ПАПА ОТВЕТЫ НЕ КУПИТ. Даже если в РИКЗ найдется желающий их продать, технология подготовки тестовых заданий и обработки бланков с ответами не позволит ему это сделать.
За все ответят единицы
За централизованное тестирование в Беларуси отвечает одна подчиненная Министерству образования структура — Республиканский институт контроля знаний.
В сознании большинства аббревиатура РИКЗ ассоциируется с одним человеком — его директором Николаем Феськовым. Несколько лет назад отдельные чиновники пытались эту монополию нарушить.
— Если в ночь перед массовым испытанием случится буря и на РИКЗ упадет дерево, — выдвигали аргумент они, — из-за этого сорвется вся абитуриентская кампания?!
— А если случится утечка информации, — возражали оппоненты, — с какого из руководителей двух-трех центров тестирования вы будете спрашивать?
В РИКЗе тридцать постоянных сотрудников — по одному-два методиста на предмет. У них нет детей абитуриентского возраста, им запрещено заниматься репетиторством: эти люди узнают, как будут выглядеть экзаменационные задания нынешнего года, раньше других. Но до окончания испытаний ответов на тестовые вопросы не знают даже они.
Тестовые задания создает группа авторов из числа преподавателей вузов и школьных учителей, оценивает методист и группа экспертов. В процессе совместного творчества задачки и примеры, случается, видоизменяются так, что узнать их автор первоначального варианта не может. Накануне тестирования компьютер путем случайной выборки формирует 10 вариантов заданий по каждому предмету. Они распечатываются в одной из комнат РИКЗ (вход в это время запрещен всем, включая директора), затем вместе с другими экзаменационными материалами запечатываются в конверты. Каждый конверт предназначен для определенной аудитории: в нем ровно столько вариантов заданий и бланков ответов, сколько участников зарегистрировано в данной аудитории. На конверте — адрес и фамилия ответственного организатора, которому вручит пакет офицер фельдъегерской службы. Бланк ответов отпечатан на Гознаке, имеет защиту и порядковый номер. Компьютер в РИКЗ хранит информацию о маршруте каждого бланка.
Каждый пакет будет доставлен и вскрыт за несколько минут до начала тестирования в присутствии организаторов и контролеров.
Выбрось из головы мобильник!
Выпускников школ нынешним летом в Беларуси меньше, чем год назад, а участников централизованного тестирования зарегистрировалось намного больше. В 2006-м организаторы готовили участникам испытаний 474 802 комплекта материалов. Нынешним летом число заявленных “человеко-тестов” по 14 школьным предметам составляло 558 899. Самой массовой была и осталась математика — на нее заявилось более 127 тысяч человек.
Разумеется, эта человеческая река непрерывно ищет более короткие и легкие пути в студенты.
Первое, над чем обычно задумывается голова вчерашнего школьника: можно ли списать?
За пользование любыми записями, электронными устройствами или попытку нажать кнопку мобильника абитуриент будет удален из аудитории раз и навсегда. Инструкция не позволяет организаторам быть снисходительными даже к людям с особенностями психофизического развития: тем из них, кто не может сдавать тестирование наравне со всеми, правила позволяют сдавать экзамен в избранном вузе. За выполнением инструкции следят члены Государственной комиссии по контролю за подготовкой и проведением вступительных испытаний. Выходить из аудиторий в туалет можно только в сопровождении организатора.
Нетрадиционный путь нынешним летом выбрали несколько человек. Семья из Солигорска на тестирование по истории Беларуси пришла в полном составе — абитуриентка-дочь, мама и папа, оба учителя истории. Одна из абитуриенток исписала собственное тело памятными датами. Один столичный выпускник зарегистрировался в двух пунктах: в один из них пришел сдавать сам, в другой со своим пропуском отправил друга.
При общей компьютерной базе данных участников испытаний и обязательном присутствии в аудитории не менее трех ответственных организаторов эти детские фокусы не проходят.
После окончания тестирования организаторы собирают все лежащие перед участниками бумаги в конверты, запечатывают и отправляют в РИКЗ. После вскрытия конвертов бланки первым делом сканируются. В их электронной версии область паспортных данных и область ответов разделяются, так что найти “знакомый” бланк и внести в него коррективы нет никакой возможности.
Единственная человеческая процедура при проверке — верификация. “Сезонный” персонал — 250 молодых людей — сидя перед компьютером, буква за буквой просматривают заполненные вручную поля, исключая ошибки распознавания машиной абитуриентского почерка. Незаполненные и невостребованные бланки ответов проходят такую же процедуру сканирования, как заполненные. Пропажа даже одного невостребованного бланка стала бы ЧП республиканского масштаба! Но таких происшествий в последние годы не было.
Только когда верификация завершена, методист берется за решение тестовых заданий и вводит в компьютер ключ. После этого проверка работ и ранжирование абитуриентов — минутное дело.
Сертификат все стерпит
Конечно, и белорусские тесты небезупречны. Чаще всего сотрудников РИКЗ попрекают трудностью предложенных заданий: золотых медалистов в стране тысячи, а “стобалльников” — полтора-два десятка.
— Понятия “тяжелое” и “легкое” не могут служить категориями оценки качества предложенных абитуриентам заданий, — объясняет Николай Феськов. — Тесты надо оценивать по их дифференцирующей способности.
На дифференцирующую способность пока ректоры и члены приемных комиссий не жалуются: абитуриенты последних лет почти забыли, что такое полупроходной балл, и даже на самых престижных специальностях не наблюдается конкурсов стобалльников.
— Можно ли говорить о сложности тестов, когда на каждое место в наших вузах претендуют 2 — 3 прошедших тестирование абитуриента? — задал как-то риторический вопрос министр образования Александр РАДЬКОВ.
Большинство дискуссий вокруг централизованного тестирования — о том, как усовершенствовать технологию его проведения. Как на тестировании по иностранным языкам проверить уровень владения устной речью? Как отсеять из числа абитуриентов “лишних” людей, которые ежегодно увеличивают число участников испытаний примерно на 10 процентов? В каких еще областях могут найти применение технологии централизованного тестирования?
Ежегодно РИКЗ анализирует типичные ошибки абитуриентов и проводит три этапа репетиционного тестирования. Статистический сборник по итогам централизованного тестирования, который получают все органы управления образованием, — настоящий кладезь для принятия управленческих решений. Итоги работы каждой школы, каждого конкретного учителя, недостатки учебного плана и шероховатости школьной программы по каждому предмету — как на ладони.
В нынешнем году стартовал проект Республиканского института контроля знаний “Профпрогноз”, в ходе которого все белорусские ученики выпускного и предвыпускного классов были опрошены о дальнейших жизненных планах. Исследование выстроило некий рейтинг абитуриентских симпатий к вузам и специальностям и очень пригодилось ректорам этих учебных заведений.
— Конечно, скандал вокруг российского ЕГЭ меня беспокоит, потому что может в некоторой степени повлиять на репутацию централизованного тестирования в Беларуси, — признался директор РИКЗ. — Многие сограждане привычно ставят знак равенства между образовательными системами обеих стран. Хотя наше общество приняло централизованное тестирование быстрее, чем я ожидал.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter