С 24 ноября Россельхознадзор ограничил поставки мяса и молочной продукции из Беларуси

Единый рынок, как мед: он или есть, или его нет

04_3500.jpgС 24 ноября Россельхознадзор ограничил поставки с 11 белорусских предприятий по переработке мяса и молочной продукции из-за обнаружения условно-патогенных организмов. По этой же причине через два дня ограничения введены в отношении еще восьми предприятий. Кроме того, Россия ужесточила условия транзита растительной продукции из нашей страны. Причина — подозрение на контрабанду из «запрещенных» стран. Россельхознадзор решил досматривать весь дальнобойный транспорт на белорусско-российской границе. Причем не учитывая результатов прохождения таможни в Беларуси.

Реакция белорусской стороны не замедлила быть. «На каждом из предприятий, в продукции которых Россельхознадзором выявлены нарушения, создана компетентная комиссия. Она проведет детальное расследование с дополнительным исследованием образцов продукции в лабораториях, результаты исследований которых признаются российской стороной», — отметил директор Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Василий Пивовар. По его словам, исследования займут более недели. 

25 ноября в Евразийской экономической комиссии член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Сергей Сидорский встретился с руководителем Россельхознадзора Сергеем Данквертом. Министр предложил не вводить ограничения на транзит товаров, подпадающих под запрет импорта в Россию, а максимально использовать возможности совместного контроля на внешних границах Таможенного союза, воздержаться от применения ограничительных мер в отношении белорусских предприятий до завершения проверки, которая проводится уполномоченным органом Беларуси. Стороны пришли к пониманию, что ограничения не способствуют реализации целей функционирования Таможенного союза, — говорится в сообщении, опубликованном на сайте ЕЭК. Также этими днями и представители Минсельхозпрода ведут консультации в Москве.

В чем дело? Как-то странно складывается ситуация и невольно наводит на определенные размышления. Вдруг сразу и везде нашли условно-патогенные организмы и небезопасные микробы. И в мясе птицы, и в свинине, и в молочке, и в овощах. 

А может быть, просто спешность, с которой Россия приняла решение о продовольственном эмбарго, сыграла злую шутку? Факт: пока наши восточные аграрии не способны в сложившихся условиях конкурировать с белорусскими. Крохотная по сравнению с РФ Беларусь успевает заваливать Россию не только сельхозпродукцией, трикотажем и колбасой, но даже, страшно сказать, селедкой. Государство, не имеющее выхода к морю, экспортирует в страну тринадцати морей морскую рыбу — это ли не нонсенс? 

Думается, на самом деле из-за санкций идет серьезный передел рынка продовольствия. Российские конкуренты хотят ограничить наше присутствие, для чего используют любые возможности по дискредитации белорусского продовольствия. Ничего личного! Только бизнес. И ведь ударили по самым ощутимым, «валообразующим» точкам. Поставки продукции по надуманным, на наш взгляд, причинам запрещены таким гигантам отрасли, как «Бабушкина крынка», «Савушкин продукт», «Беловежские деликатесы», Березовский мясоконсервный комбинат, Брестский и Гомельский мясокомбинаты, агрокомбинат «Дзержинский», Смолевичская бройлерная птицефабрика и «Серво люкс». И даже этот список не полный. 

Подобные экономические «терки» между нашими странами перманентны: то цены на газ, то вторичная переработка нефти, то торговля вокруг кредитов. Санитарное ведомство России — удивительная организация. Как-то так совпадает, что она находит недостатки в продукции только тех государств, которые в данный момент имеют свое собственное мнение. Кто не помнит «ядовитые грузинские напитки» и «отравленные украинские конфеты». При этом нет сомнений, что вино у наших южных соседей и впрямь далеко не всегда хорошее. И в конфетах теоретически может содержаться какой-нибудь бензопропилен. Да и белорусские дальнобойщики не прочь заработать. 

 Но предсказуемость действий нашей восточной соседки настолько очевидна, что местами становится забавно. Претензии со стороны Россельхознадзора своей «внезапностью» стали классикой жанра товарных войн, этаким оружием массового устрашения. Ведь не трудно припомнить, что очередные претензии к белорусской сельхозпродукции начали появляться аккурат тогда, когда наша страна отказалась по предложению России вводить пошлины на украинские, а затем молдавские товары. Кстати, как и Казахстан. 

Эксперты говорят о сворачивании самой идеи единого рынка со свободным перемещением товаров. И напоминают, что любые запреты или ограничения на движение товаров — удар по единому экономическому пространству, по существованию Таможенного и Евразийского экономического союзов.

 Если посмотреть на историю мировых торговых конфликтов, практически не встретим примеров, когда применение таких санкций привело к достижению политических результатов. Если это действительно так, то выбираемая нашим союзником тактика более чем странная. Ведь любые ограничения приводят к тому, что производители в результате переориентируют свои экспортные поставки на другие страны. Соответственно, их заинтересованность в дальнейшем развитии торговли с Россией будет лишь уменьшаться. Эта практика — откровенно слабый аргумент в пользу дальнейшей интеграции и, как правило, приводит к прямо противоположным результатам. Но каковы бы ни были причины экономических нестыковок, сельхозпроизводителям нашей страны необходимо выходить и на другие рынки сбыта. Правительство уже который год требует — диверсифицируйтесь! А если пока не очень получается, то, ориентируясь по-прежнему на огромный, но прикрытый частными местными компаниями и Россельхознадзором рынок, надо научиться хотя бы учитывать возможные риски. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter