Единый фронт курдского сепаратизма

Курдский вопрос становится все более значительным фактором ближневосточной политики...

Курдский вопрос становится все более значительным фактором ближневосточной политики. Американская оккупация Ирака открыла перед иракскими курдами перспективу не только широкого участия в политической жизни страны, но даже возможность создания суверенного государства. Проблема образования Курдистана актуальна уже не один десяток лет. Случай уникальный – 35-миллионная курдская нация не имеет собственного государства. Площадь так называемого Курдистана составляет 500 тысяч квадратных километров, что практически равно территории Франции. Однако решение данного вопроса в пользу курдов, безусловно, означало бы нарушение территориальной целостности многих стран. Ведь курды компактно проживают не только в Ираке, где их насчитывается около 5 миллионов человек, но и в соседних с ним государствах — порядка 10 млн. в Иране и 1,5 млн. в Сирии. Самая большая курдская диаспора — до 20 млн. человек — проживает в Турции. 

Правящие круги перечисленных стран строго следят за «поведением» курдов в  политической сфере и жестоко пресекают всякие попытки самоопределения. Неудивительно, что наиболее крупные политические организации курдов причислены к разряду террористических. Это позволяет руководству титульных наций быстро и жестко расправляться с проявлениями сепаратизма. 

Между тем прецедент, созданный в Ираке, где курды получили доступ в высшие эшелоны власти и полную свободу действий на территории своего компактного проживания, послужил серьезным стимулом для активизации курдских выступлений в соседних с Ираком государствах. Учитывая, что неиракские курды по-прежнему ограничены в политических правах, они действуют преимущественно радикальными методами. 

В отличие от прошлых лет, когда борьба курдов за право на самоопределение была обречена на поражение, сегодня их шансы существенно возросли. Во-первых, иракский Курдистан на современном этапе стал своеобразным плацдармом, с которого не только идеи курдского сепаратизма, но также военная и материальная помощь на реализацию данных идей будут регулярно вбрасываться на территории соседних государств. Серьезным подспорьем курдскому повстанческому движению, безусловно, станет решение о создании легальной регулярной курдской армии на территории Ирака. Две основные организации страны — Демократическая партия Курдистана и Патриотический союз Курдистана — уже приступили к созданию данной структуры в контролируемом ими автономном районе на севере Ирака. 

Все перечисленные факторы, а главное — политическое покровительство, оказываемое иракским курдам со стороны США, в перспективе вполне могут свести к нулю попытки ряда государств сохранить свою территориальную целостность. 

О протекции Вашингтона курдам следует сказать отдельно. Дело в том, что курдский фактор сыграл не последнюю роль в американском блиц­криге в Ираке. При этом США совершенно не беспокоят последствия игры с таким опасным явлением, как курдский           сепаратизм. Хотя поощрение данных тенденций однозначно предполагает ущемление интересов других наций. Более того, вероятно, Вашингтон и далее  рассчитывает использовать курдские меньшинства в своих планах по оккупации Ближнего Востока. Страны, где проживают большие диаспоры курдов, а именно Сирия и Иран, возглавляют список так называемой «оси зла». Можно предположить, что в случае начала американцами военной кампании против этих двух государств курды также будут использованы в качестве силы, подрывающей правящий режим изнутри. По аналогии с иракским сценарием.              

И даже Турция, которая традиционно считается проводником американских интересов в регионе Ближнего Востока, находится в зоне риска. После того, как накануне антииракской кампании Анкара отказала Пентагону в предоставлении своих аэродромов, Вашингтон несколько охладел к своему стратегическому союзнику. К слову, именно в Турции проблема курдского сепаратизма сегодня наиболее актуальна. В последнее время Рабочая партия Курдистана (РПК) резко активизировала террористическую деятельность, осуществив серию взрывов в ряде турецких городов, преимущественно имеющих курортный статус. Примечательно, что атаки курдских экстремистов произошли всего через два дня после того, как турецкая военная авиация нанесла бомбовые удары по позициям курдских боевиков в районе иракского Курдистана. 

Одновременно с терактами РПК предложила турецким властям подписать соглашение о перемирии и начать переговоры по урегулированию проблемы курдов. С того момента, как 7 лет назад лидер партии Оджалан был осужден на пожизненное заключение, это фактически первый случай, когда радикальная организация стала выдвигать Анкаре свои условия. Что явно указывает на рост поддержки, оказываемой курдским сепаратистам извне. Учитывая, что параллельно США поднимают курдский вопрос в Ираке, взаимосвязь данных событий очевидна. 

В случае если Анкара согласится на переговоры с сепаратистами, это автоматически будет означать признание экстремистской структуры как легитимного органа и в дальнейшем непременно выльется в новые требования курдов, вплоть до полного суверенитета. Турецкое руководство прекрасно осознает это и потому вряд ли проявит лояльность к курдам. А значит, в турецких городах будут греметь новые взрывы.    

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter