Марзалюк: история формирует национальную идею

Единство сквозь века

День объединения нашего народа — праздник новый, но он имеет большой исторический контекст. В чем суть этой великой даты? Об этом и многом другом интервью с членом-корреспондентом Национальной академии наук, доктором исторических наук, профессором Игорем Марзалюком.

Партизанская юность

— 17 сентября 1939 года произошло событие, имеющее под собой не только историческую подоплеку, но и глубокий символический смысл. Игорь Александрович, чем отличается день воссоединения Восточной и Западной Беларуси от других памятных дат и чем он ценен для белорусов? 

— Для всех тех, кто считает себя белорусом, этот праздник является символом восстановления исторической справедливости и возвращения утраченного единства белорусской нации. Когда-то Беларусь по «волчьему праву» лишили ее исконных земель, самобытности и единства, существовавших до 1921 года. 17 сентября 1939 года произошло событие эпохального значения, положившее конец губительным для белорусов последствиям так называемого Рижского мирного договора, подписанного 18 марта 1921 года между РСФСР и Польшей. 

Республика и ее жители обрели возможность развиваться на основе своих культурных традиций. Белорусы начали осознавать себя равноправной нацией и людьми, для которых была открыта дорога для всесторонней реализации, карьерного роста в государственных органах, активного участия в общественно-политической и культурной жизни. Давняя мечта белорусов была воплощена в жизнь — мы стали самодостаточным и равноправным народом. Кстати, все это произошло в условиях функционирования советской модели устройства государства. 

— Какое влияние оказало единство белорусского народа на антифашистское сопротивление в годы Великой Отечественной войны?

— Благодаря ему мы победили. Ген предательства совсем нехарактерен для белорусов: на 10 с лишним миллионов населения нашлось только около 20 тысяч мерзавцев, предавших Родину, а 374 тысяч лучших представителей нашего народа стали партизанами. Особо подчеркиваю — преимущественно нашего народа, так как 70 % партизан из этого числа были этническими белорусами, причем 50 % из них — молодежь до 25 лет. 

Фото из архива БЕЛТА

Толерантность в центре города

— Изменилось ли мировосприятие наших соотечественников за 80 с лишним лет? 

— Мы всегда были и остаемся толерантными людьми, уважительно относимся к другим нациям, их религиям и культуре. Но мы никогда не потерпим зла и насилия над своей страной. Идея белорусского мира очень метафорично представлена в исторической планировке любого нашего города. Например, ратуша, рядом с которой — православный собор, католический костел, лютеранская кирха, синагога и мечеть. Мы можем подшучивать друг над другом, но религиозная рознь — это не про белорусов. В годы самой ужасной античеловечной войны в истории человечества, развязанной фашистской Германией, ни в одном уголке Беларуси среди наших соотечественников не нашлось тех, кто инициировал бы еврейский погром или поддержал уничтожение людей. Исключение составляют лишь те 20 тысяч подонков, которые прислуживали гитлеровцам. А вот некоторые наши ближайшие соседи, к сожалению, себе это позволяли. Например, уже 24 июня 1941 года в Каунасе начались еврейские погромы — литовские националисты загоняли людей в синагоги и сжигали их заживо… Для белорусов это дико и противоестественно, мы — культурная европейская нация.  

Главные святыни

— Какой опыт можно вынести из попыток поделить белорусское общество?  

— Мы должны всегда оставаться самими собой и помнить, что во время внутренних противоречий и проблем ни в коем случае нельзя обращаться за помощью к другим странам для их разрешения. Образно говоря, нет уважения и чести к людям, которые вместо того, чтобы любить свою настоящую мать, зовут мачеху. Нет также веры людям, которые вместо того, чтобы решать все вопросы по-братски, зовут чужую силу, чтобы уничтожить своих братьев. Надо понимать, что ничего важнее и выше национальной солидарности нет, — все споры должны начинаться и заканчиваться в пределах периметра своей страны. Всегда надо думать не только о личном, но и о том, что в результате твоих собственных поступков может приобрести или потерять страна. Только в таком случае у нее есть будущее. 

— Что может выступать в качестве символов Дня народного единства? 

— Главный символ — это наша страна. Это наш аист, наш зубр, наш Мирский замок, наш древний Полоцк с его Софийским собором и т.д. Это все наше прошлое и настоящее. Беларусь и ее народ имеют богатую историю и уникальные традиции. Мы стали строить свое государство уже в IX столетии. Туров, Полоцк, Коложская церковь в Гродно, Великое Княжество Литовское с нашей исторической столицей в Вильно и его уникальный Статут, не имевший аналогов в те времена как документ юриспруденции, слуцкие пояса… Все это в совокупности со стремлением белорусов «людзьмі звацца» и национальной борьбой за независимость является центральными святынями для каждого из нас. Как сказал Владимир Короткевич: «Нязносны гонар тым, што робім сёння. Дулю! Вазьмі у звычай, сын герояў і багоў, не пагарджаць святым сваім мінулым, а заслужыць яшчэ, і вартым быць яго». Может быть, эти слова для кого-то покажутся слишком жесткими, но в них весь фундаментальный смысл того, о чем мы с вами сейчас говорили. 

Полоцк. Софийский собор.

Правда ведет к конструктиву 

— Для некоторой части молодежи, особенно младших школьников, 17 сентября — это порой непонятные исторические персоны и документы. Как объяснить подрастающему поколению, что этот день значит для нашего народа?  

— Каждый из нас должен чувствовать себя белорусом. Надо всеми способами доносить до молодежи мысль, что возможность жить и самореализовываться в нашей стране в полной мере появилась именно в результате событий, произошедших 17 сентября 1939 года. В этот день мы получили свой национальный дом и благополучие. Единство — важнейшее условие для жизнеспособности нации. Вспомним Березу-Картузскую. Там сидели люди разных национальностей, но общим у них было непринятие властного режима в Западной Белоруссии. Есть еще один важный момент: надо всегда говорить правду. Без этого конструктивный и перспективный диалог не осуществим.

БЛИЦОПРОС

— Какое занятие приносит вам наибольшее удовольствие в свободное время?

— Я очень люблю лес — обожаю все, что с ним связано. Если бы я не был историком, я стал бы лесничим. Грибы, ягоды, рыбалка и несколько реже — охота. Для меня настоящий белорус — это человек леса. 

— Какая черта характера в людях является для вас самой неприемлемой?

— Чванство. Я, честно говоря, боюсь тех, кто поражен этой болезнью — они очень опасны. 

— Если бы была возможность воспользоваться машиной времени, что бы вы изменили в своей жизни?

— Я бы ничего не менял, даже то, за что мне иногда стыдно. Зачем сражаться с судьбой? Если я начну что-то менять, то перед вами будет уже совершенно другой человек. Даже к самым своим необдуманным поступкам я отношусь с большой благодарностью, это огромный опыт. Каждый человек — это сумма его деятельности в комплексе. Самое главное, чтобы преобладал позитивный результат. Это и делает каждого человека уникальным.  

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter