В РНПЦ «Мать и дитя» родителям возвращают веру в чудо, а малышам — право на жизнь

Единство науки и практики

Болезни крови, сахарный диабет, рак, врожденные пороки плода, тяжелая акушерско-гинекологическая и экстрагенитальная патология. Еще два десятка лет назад наличие таких заболеваний ставило крест на мечтах женщины о материнстве. Но с тех пор как государство взяло под контроль вопросы демографической безопасности и охрану материнства и детства, отечественная медицина совершила колоссальный рывок вперед. Открывшийся в 2004 году Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя» позволил улучшить репродуктивное здоровье женщин и мужчин, снизить заболеваемость беременных и новорожденных, опустить материнскую и младенческую смертность на рекордно низкий уровень. Ежегодно здесь появляется на свет около трех с половиной тысяч малышей, а за все время существования родилось почти пятьдесят тысяч — это население целого района! Сегодня центр является ведущим лечебным учреждением страны в области оказания перинатальной помощи.


Объединились лучшие умы

История РНПЦ «Мать и дитя» уходит своими корнями в первые годы нового тысячелетия, когда в стране стали создаваться научно-практические центры. Объединить научную теорию и медицинскую практику — еще в девяностых это казалось несбыточной мечтой. Молодые женщины тех лет, решившие стать мамами, прекрасно помнят, что представляли собой бесконечные походы по врачам в случае наличия какой-либо патологии. Минчанкам предстояло исколесить весь город, сдавая анализы в одном медцентре, получая консультацию в другом, операцию проводили уже в третьем. Иногородним беременным приходилось еще тяжелее: наблюдение у участкового врача по месту прописки, лечение в профильных больницах, визиты к столичным специалистам. Но еще чаще женщины с хроническими недугами слышали приговор: «С таким диагнозом, голубушка, рожать нельзя!»

Все изменилось в ноябре 2004 года, когда государственное учреждение «Республиканский научно-практический центр «Мать и дитя» открыло свои двери для первых пациенток из всех уголков страны. Это ускорило внедрение в практику здравоохранения собственных научных исследований и достижений оте­чественной и зарубежной науки.


Сегодня структура РНПЦ включает научный и клинический отделы. В составе научного функционируют 6 лабораторий по проблемам акушерства, гинекологии, педиатрии и медицинской генетики. Клинический отдел, в свою очередь, — это стационар на 543 койки и консультативно-поликлиническое отделение. Кроме того, здесь имеются диагностические подразделения — отделения лучевой и функциональной диагностики, эндоскопическое отделение, клинико-диагностическая и генетическая лаборатории и др. Без преувеличения можно сказать, что медицинская помощь в этом учреждении оказывается на высочайшем европейском уровне.

Отдельного внимания заслуживает работа врачей-специалистов с недоношенными детьми. Для выхаживания таких малышей налажены технологии с использованием методов охранительного режима, персонифицированных программ развивающего ухода. Удается спасти жизни крошек, находившихся в утробе мамы только до 27-й недели беременности.

— Один пример из нашей практики особенно врезался в память. Да и как иначе? Уникальный случай — мальчик с массой тела при рождении 480 граммов. И его удалось выходить! 
— вспоминает заместитель директора РНПЦ «Мать и дитя» по педиатрии Елена Улезко. — Сейчас малыш догнал в развитии своих сверстников и посещает детский садик. Безусловно, те младенцы, которые слишком поторопились появиться на свет, чаще всего обладают сниженным иммунитетом. Но мы уделяем самое пристальное внимание выявлению на самых ранних стадиях заболеваний, которым, к сожалению, подвержены дети с низкой и экстремально низкой массой тела.

Ноу-хау нашего времени

Большинству из нас, простых обывателей, РНПЦ «Мать и дитя» известен прежде всего как «научный помощник» семейным парам в обретении здорового ребенка. Однако в этих стенах еще и ставят на поток уникальные операции — как новорожденным, так и тем малышам, которые еще проходят внутриутробное развитие. Благодаря такому подходу в 2019 году Беларусь вошла в топ-10 стран с самой низкой младенческой смертностью.

— У нас, к примеру, оборудована операционная для лечения ретинопатии недоношенных с помощью лазера, — рассказывает Елена Улезко. — При этом заболевании очень важно не упустить время, иначе ребенок навсегда может потерять зрение. Практикуем нейрохирургическую коррекцию тяжелых форм гидроцефалий (избыточное накопление жидкости) после желудочковых кровоизлияний мозга. Для лечения этой патологии мы вызываем нейрохирурга, и он совершает все необходимые манипуляции, стоя прямо возле инкубатора. Широко известен медикам наш фототерапевтический аппарат «Малыш», который создан в рамках инновационного научно-технического проекта совместно РНПЦ «Мать и дитя», Институтом физики НАН Беларуси, УП «Аксикон» НАН Беларуси и НПК «Люзар». Прибор используется для лечения неонатальных желтух и гипербилирубинемии новорожденных детей — это патологическое состояние в период ранней адаптации детей является наиболее распространенным.


С 2008 года на базе центра впервые в Беларуси были внедрены и успешно применяются высокотехнологичные методы малоинвазивной хирургической коррекции патологии плода — фетоскопия, кордоцентез и внутриутробная гемотрансфузия, которые позволяют предупредить утрату ребенка от антенатальных осложнений. Вот что рассказывает заместитель директора РНПЦ «Мать и дитя» по медицинской экспертизе и реабилитации Венера Семенчук:

— Фето-фетальный трансфузионный синдром развивается в 15—20 % случаев монохориальных двоен, то есть когда у плодов одна плацента на двоих и между пуповинами имеются сообщающиеся сосуды — анастомозы, по которым кровь от одного плода — донора — течет ко второму плоду — реципиенту. При этом страдают оба: донор — от недостатка крови, кислорода, а второй эмбрион, наоборот, от их избытка. Тяжелые формы развиваются чаще в сроках 16—18 недель беременности, средней тяжести — в сроках 20—24 недель, легкие формы — позже. Перинатальные потери очень высокие — 80—100 %. Для лечения синдрома выполняется малоинвазивное внутриутробное хирургическое вмешательство с применением высокотехнологичного оборудования — фетоскопическая лазерная коагуляция плацентарных анастомозов, во время которой в полости матки под контролем фетоскопа лазером прижигаются сообщающиеся сосуды и происходит разделение плацент. В год мы выполняем более 20 фетоскопических операций в сроках 16—25 недель беременности.


Еще один печально известный диагноз — гемолитическая болезнь плода. Так называют осложнение беременности, обусловленное несовместимостью крови плода и матери, что приводит к гемолизу эритроцитов ребенка. Гемолитическая болезнь может приводить к гибели еще не рожденного малыша.

— Внутриутробная гемотрансфузия, которую проводят в РНПЦ «Мать и дитя», позволяет лечить тяжелую степень анемии плода, тем самым продлевать сроки вынашивания беременности и улучшать состояние новорожденных, — объясняет Венера Семенчук. — Кордоцентез и внутриутробная гемотрансфузия выполняются под контролем ультразвукового исследования, ежегодно мы проводим 50—60 таких операций, пациентки госпитализируются из всех регионов страны.


Двигаться только вперед

В прошлом году специалисты РНПЦ «Мать и дитя», Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии впервые применили инновационную технологию оказания помощи при тяжелых вирусных пневмониях — систему экстракорпоральной мембранной оксигенации (ЭКМО), которая позволяет временно заместить утраченные функции легких или сердца. При дыхательной недостаточности этот аппарат выступает в роли искусственного легкого: благодаря ему происходит тот же газообмен — поступает кислород и удаляется углекислый газ. Впервые к ЭКМО подключили беременную женщину с полисегментарной пневмонией и дали возможность родиться здоровому, почти доношенному ребенку.

Еще одно настоящее чудо не так давно совершили специалисты «Мать и дитя» вместе с коллегами из РНПЦ детской хирургии и РНПЦ оториноларингологии: спасли ребенка с опухолью, которая проросла из трахеи в гортань. Малышу грозила верная гибель: дышать он просто не смог бы. Не пересекая пуповину, врачи интубировали новорожденного эндоскопическими методами, и малыш самостоятельно сделал свой первый в жизни вдох.

— Очень важно, что в нашем центре обеспечивается единство науки и практики — внедряются новые методы диагностики, лечения, профилактики и динамического мониторинга детей и женщин, — говорит Елена Улезко. — Благодаря этой работе все больше жительниц нашей страны обретает счастье материнства, дети рождаются более здоровыми и гармонично развиваются, а тысячи семейных пар, уже потерявших надежду на чудо, становятся родителями. В ближайших планах РНПЦ «Мать и дитя» — совершенствование помощи гинекологическим больным за счет внедрения эндоскопических методов лечения. Благодаря развитию современных компьютерных технологий будем разрабатывать методы медико-генетического консультирования наследственной патологии. Также в сфере репродуктивных технологий на повестке дня вопрос — восстановление фертильности у пациенток с генетическими синдромами и онкологическими заболеваниями. Сейчас обсуждаем возможность открытия банка грудного молока для кормления новорожденных с экстремально низкой массой тела и создания системы диспансерного сопровождения пациентов с генетическими заболеваниями на протяжении жизни. Мы понимаем, что важно не останавливаться на достигнутом, а двигаться вперед, сохраняя и приумножая все то, что уже наработано.

АКЦЕНТ НА КОМПЛЕКСНОМ ПОДХОДЕ

Высокую оценку деятельности РНПЦ «Мать и дитя» дал Президент 13 октября 2006 года во время посещения центра по случаю открытия после реконструкции родильного дома. Александр Лукашенко еще тогда определил дальнейшие перспективы развития учреждения — завершение реконструкции зданий и сооружений, проводимой в рамках Государственной инвестиционной программы, оснащение отделений самым современным медицинским оборудованием для оказания высококвалифицированной помощи матери и ребенку:

— В 20—30-е годы в Советском Союзе у нас, здесь в Беларуси, не думаю, что была большая стабильность и богаче жили люди, но семей, у которых было 5—7—9 детей, было очень много. Сегодня — нет. И то, что наши женщины сегодня стали рожать, надо им низко поклониться в пояс за это. Я вижу здесь и результат работы соответствующих государственных структур, органов власти, нашего медицинского персонала больниц — это целый комплекс… За последние годы благодаря такой интенсивной работе, а сейчас она еще более интенсифицирована, мы вышли на детскую смертность на уровне ведущих государств планеты, лучших государств Европы и мира. Это хороший показатель, концентрированный, он говорит о многом.


В 2015 году коллективу центра была присуждена премия Президента Республики Беларусь «За духовное возрождение». Врачей наградили за большой вклад, направленный на укрепление здоровья женщин и детей, реализацию мероприятий по снижению детской и материнской смертности, укрепление нравственных традиций, идей человеколюбия и милосердия.

ЗА ВСЁ ВРАЧЕЙ БЛАГОДАРЮ

Недавно в РНПЦ «Мать и дитя» прибыло очередное пополнение: 35-летняя пациентка родила здоровую девочку — первого, долгожданного, ребенка. По шкале Апгар состояние малышки оценили по высшему баллу — 9 из 9. Прекрасно чувствует себя и молодая мама. А ведь еще несколько лет назад она даже мечтать не могла, что сможет прижать к груди своего ребенка.

Все началось, когда ей был всего 21 год. Из-за редкого заболевания, разрушающего организм изнутри, Анастасия в буквальном смысле слова боролась за жизнь. Вспоминает: одышка, отечность в ногах, проблемы с внутренними органами — изо дня в день состояние становилось все хуже. Начался цирроз печени. Спасти могла только трансплантация. И 9 лет назад женщина получила донорский орган.

За тем, чтобы самочувствие будущей мамы оставалось в норме весь период беременности, круглосуточно следили врачи РНПЦ «Мать и дитя» вместе с коллегами-трансплантологами. Дело в том, что вынашивание ребенка после трансплантации органов связано с высоким риском осложнений. Но, к счастью, все обошлось — и для мамы, и для малютки.

Кстати, за последние 13 лет в нашей стране 47 женщин родили малышей после пересадки органов.



АИСТ СПЕШИТ НА ПОМОЩЬ

В конце 2007 года в РНПЦ «Мать и дитя» начали лечение бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения. Этот метод — ведущее направление вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). В Беларуси порядка 14 % супружеских пар по тем или иным причинам не могут зачать ребенка естественным путем, многие из них вынуждены прибегать к услугам врачей акушеров-гинекологов, специалистов по репродуктологии. За прошлый год в центре провели 959 циклов ЭКО (всего по стране — 4420).

Успешность цикла экстракорпорального оплодотворения зависит от ряда индивидуальных параметров пациентов — возраст, резерв яичников, качество сперматозоидов, — объясняет заведующая отделением планирования семьи и вспомогательных репродуктивных технологий РНПЦ «Мать и дитя» Алла Камлюк. — В нашем центре за 6 месяцев 2020 года эффективность ЭКО составила 42,2 %, по клиникам Беларуси — 42,1 %. Это соответствует мировому уровню. Наиболее эффективна первая попытка, а частота наступления беременности снижается с каждой последующей. Был в нашей практике и такой случай: супруги прошли через 10 безуспешных попыток, и только 11-й цикл завершился удачно.

В ряде стран давно практикуется финансовая поддержка пациентов ЭКО. Например, в России есть квотирование и страховая медицина. В Казахстане порядка 900 циклов в год делают бесплатно, однако попасть в программу не так просто: предстоит строгий отбор женщин, у которых шансы наступления беременности максимальны. В Израиле ЭКО дотируется государством, пока женщина не родит двоих детей.

В соответствии с Указом Президента № 171 от 18 мая 2020 г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан» п. 1.8. предоставляется одна попытка ЭКО в государственных организациях здравоохранения супружеским парам, гражданам Беларуси, при наличии показаний и отсутствии противопоказаний и если возраст супруги не превышает 40 лет. Указ вступает в силу с 1 января 2021 года.

— Безусловно, регламентированы критерии отбора пациентов, — говорит Алла Камлюк. — Почему возраст одной попытки ЭКО с господдержкой ограничен 40 годами? Отвечу: важно, чтобы мы получили максимальный результат от дополнительного государственного финансирования. Это очень дорогостоящая услуга, две трети — лекарственное обеспечение, а у женщин старше 40 лет беременность, увы, наступает гораздо реже. Необоснованный вклад бюджетных средств не даст ожидаемого результата. Согласно нашему законодательству, можно делать платные попытки ЭКО до 49 лет включительно. Одинокие женщины, не состоящие в браке, могут прибегнуть к методам ВРТ на платной основе с использованием донорских сперматозоидов.

Один платный цикл ЭКО в центре «Мать и дитя» сегодня обходится супругам примерно в 4,5—5 тысяч рублей. Многое зависит от ряда индивидуальных особенностей супружеской пары и медикаментозного протокола лечения. По словам Аллы Камлюк, в стоимость входят работа специалистов центра (примерно четверть от всей суммы) и лекарственные препараты.

konopelko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter