Единство и альтернатива

Почему необходим Таможенный союз Прошедший неформальный саммит глав государств ЕврАзЭС в Сочи получил широкий резонанс. И не только потому, что очерчены четкие временные рамки создания Таможенного союза и достигнута договоренность по формированию общего энергетического рынка. Не менее значимым является и решение Узбекистана о присоединении к Организации Договора о коллективной безопасности.


ЕврАзЭС и ОДКБ — это две структуры с почти идентичным составом стран-участниц. Одна организация призвана обеспечивать экономическую интеграцию, а другая отвечает за безопасность. Эти составляющие неразрывно связаны в современном мире.
Однако постсоветское пространство сегодня не является цельным ни в политическом, ни в территориальном плане. Здесь действуют различные силы. Часть стран совместно с Россией пытается на “площадке СССР” построить новое общее здание по новым проектам и с учетом прошлого опыта, другие же государства ведут свое альтернативное политстроительство. Элементы конкуренции обозначились еще в конце 90-х годов прошлого века. Это было своего рода ответом на безуспешность, безрезультативность попыток собрать из частичек некогда единого целого нечто более или менее реальное и дееспособное. Сыграли определенную роль и глобальные устремления Запада по созданию своих сфер влияния.
10 октября 1997 года президенты Украины, Грузии, Азербайджана и Молдовы во время саммита Совета Европы в Страсбурге провели встречу, на которой речь шла о создании политико-консультативного форума
ГУАМ, а 24 апреля 1999 года на Вашингтонском саммите НАТО к ГУАМ присоединился Узбекистан. Одной из целей ГУУАМ было заявлено максимальное взаимодействие с НАТО.
Впрочем, появление нового центра силы на территории бывшего СССР так и не состоялось, и ГУУАМ ничем особенно себя не проявил. Однако после смены власти в Грузии и Украине о “пятерке” вспомнили. На саммите в минувшем мае президенты договорились о создании топливно-энергетического совета и отметили, что будут координировать усилия с Евросоюзом и США. С США координировать проще, а ЕС — это альянс неоднородный: там в центре не только Англия, но и Франция с Германией (их политика не всегда совпадает с американской).
В прошлом году из ГУУАМ вышел Узбекистан, а затем в самой организации появилась подорганизация “Содружество демократического выбора”. На днях экс-президент Грузии Эдуард Шеварднадзе в интервью журналу “Профиль” сказал, говоря о создании “альтернативной пятерки”: “С Леонидом Кучмой мы много говорили о ее перспективах. Но сегодня я все еще не знаю, может ли она что-то изменить в современном мире. Но революции она точно не совершит”.
В то время как в Сочи проходил неформальный саммит ЕврАзЭС, в Тбилиси собрались представители оборонных ведомств и генштабов ВС стран ГУАМ. Они одобрили устав и структуру миротворческого батальона. Однако официальный Кишинев в обсуждении этого вопроса участия не принимал.
На постсоветском пространстве идет поиск маршрутов развития. Это долгий и сложный процесс. Здесь много трудностей. Существуют территориальные проблемы: Карабах, Приднестровье, Южная Осетия. Тормозят экономическое сотрудничество таможенные барьеры между государствами. Нет единого рынка товаров. Спорадически проявляются политические разногласия. Сегодня мало кто сомневается в том, что интеграция нужна. Но уверенность в том, что она необходима, и конкретные дела — это не одно и то же.
Что же касается Евразийского экономического сообщества, то на долю его стран приходится почти 90 процентов промышленного потенциала СНГ. Наблюдателями в ЕврАзЭС являются Украина, Армения и Молдова.

 

 

 

 

 

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter