Единое пространство Святой Руси

Завершился официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину

Завершился официальный визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину

Это была его первая поездка в качестве главы Русской Православной Церкви, частью которой являются епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Она была приурочена ко дню церковного почитания святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Предстоятель побывал в центральных, восточных, западных епархиях, а также в Крыму. Он совершил богослужения, встретился с паствой. Программой визита было предусмотрено посещение не только древних храмов, но и строящихся. Напомним, в прошлом году на праздновании 1020-летия Крещения Руси в Киеве присутствовал приснопоминаемый Алексий II. И эта преемственность, подхват эстафеты у предшественника, который из-за нездоровья не смог продолжить поездку по Украине, очень важна для единства Русской Православной Церкви. По прибытии в Киев утром 27 июля Святейший Патриарх отслужил молебен на Владимирской горке у памятника святому равноапостольному князю Владимиру, Крестителю Руси. 28 июля, в день церковного почитания святого Владимира, Святейший Патриарх отслужил Божественную литургию в Киево-Печерской лавре на площади перед Успенским собором. Затем Патриарх Кирилл посетил Донецк и Горловку, где его ждали шахтеры. 30 июля, в день почитания Святогорской иконы Богоматери, Первоиерарх возглавил богослужение в Свято-Успенской Святогорской лавре (Донбасс). Далее маршрут Предстоятеля пролег на юг – в Крым. В Симферополе он освятил крест на строящемся храме, а в Севастополе возложил венки русским морякам на Нахимовской площади. Один из важных пунктов поездки – место Крещения святого равноапостольного князя Владимира в древнем Херсонесе. 2 августа, в день святого пророка Божьего Илии, Кирилл, первым из Предстоятелей Русской Православной Церкви, отслужил здесь Божественную литургию. Святейший Патриарх также посетил Запад Украины – Ровно, Луцк, Владимиро-Волынск… Завершился визит 5 августа, в день Почаевской иконы Божией Матери и празднования 450-летия принесения этой святыни в Украину. «Россия, Украина, Беларусь и многие другие страны – все это единое пространство Святой Руси, – подчеркивал Святейший в ходе визита. – Мы единый народ, вышедший из единой купели Киевского Крещения. Существуют различия в языках и обычаях, в темпераменте. Но мы живем одними ценностями, это и есть духовная общность. А если она есть, то должна быть солидарность и взаимная поддержка, в том числе и в годину экономического кризиса. Я уверен, что мы все вместе, как братья, взявшись за руки, сможем преодолеть и его». Глава Русской Православной Церкви высказал соображение, что именно в Украине будет во многом решаться общее будущее восточнославянских народов. И эта его мысль является ответом оппонентам, откликом, в частности, и на известное суждение политолога Бжезинского, резонно считающего Православие последним оплотом восточнославянской цивилизации. Без преувеличения, главным событием минувшей недели для русско-украинских отношений стал первый архипастырский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину. Живой, даже напряженный интерес со стороны украинской общественности, политической элиты и прессы к этому визиту объясняется особым положением православия в религиозной жизни Украины. Прежде всего православие неразрывно связано с историей украинского и русского народов, становлением их национального самосознания. В эпоху распада советской империи именно православие оставалось чуть ли не единственным фактором интеграции славянских народов, что и объясняет симпатии к нему тех, кто хотел бы сохранить их единство, а также враждебность тех, кто хотел бы забыть о длительном пребывании Украины в границах восточнославянского мира и кардинально развернуть ее в сторону западноевропейской цивилизации. Однако православие в современной Украине не имеет единой организационной структуры. Оно представлено 14 православными юрисдикциями: Украинская православная церковь, образовавшаяся в 1990 году, когда Архиерейский собор Русской Православной Церкви (РПЦ) предоставил Украинскому экзархату право самоуправления и переименовал его в Украинскую Православную Церковь (УПЦ) – это крупнейшая церковь, имеющая более 11 тысяч приходов; восстановленная в 1992 году Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), пережившая к сегодняшнему дню еще два раскола, – у нее чуть более одной тысячи приходов; образованная в 1992 году Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ-КП) – у нее более трех тысяч приходов. Кроме того, существуют общины еще 11 небольших православных церквей. УПЦ – наиболее влиятельная и многочисленная по сравнению с другими. Она имеет статус автономной, самостоятельной, самоуправляемой церкви со своим Синодом, Уставом, правом избирать Предстоятеля и рукополагать новых епископов, правом самостоятельного административного и финансово-хозяйственного управления. Богослужение проводится на церковнославянском языке – языке Кирилла и Мефодия, на котором вот уже тысячу лет служат в Украине, России, Беларуси, Молдове, Болгарии, Сербии и других странах. Она доминирует на всей территории Украины, за исключением трех областей – Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской. УАПЦ и УПЦ-КП не признаны всемирным православием и заинтересованы в обретении канонического статуса. УАПЦ согласилась бы стать митрополией в составе Константинопольского Патриархата, а УПЦ-КП, имеющая своего «патриарха», хочет добиться признания ее государством единственной национальной православной поместной церковью. Политическая доминанта в деятельности УПЦ-КП очевидна: конфликт с УПЦ постоянно подогревается, являясь средством мобилизации своих сторонников, среди которых – часть государственно-бюрократического аппарата, политиков, интеллигенции. Отношение к православным церквам чрезвычайно политизировано и напрямую связано либо с симпатиями к России, либо «европейским вектором» развития Украины. Предельно четко отношение к православию выразил З. Бжезинский, по мнению которого, православие враждебно западной демократии. Часть американских политологов, например Дж. Саймон, в связи с тем что, по данным социологических опросов, церковь пользуется наибольшим доверием среди населения, предполагает, что формирование украинской идеи получит новые импульсы при появлении Единой Поместной Православной Церкви, если не в результате автокефалии, полученной от РПЦ, то под эгидой Константинопольского Патриархата. Что касается последнего, то влияние Вашингтона на него и патронат над ним ни для кого не секрет. Он находится на территории Турции, исламского государства, и даже при поддержке США ограничен жесткими законами. Патриархом может стать только человек, рожденный в Турции и утвержденный в этом звании турецким правительством, в год можно провести не более 17 литургий. Собственные интересы Константинопольского Патриархата определяются претензиями на роль лидера мирового православия, хотя количество его приходов невелико, и абсолютное большинство из них находятся в США. Исходя из этого, понятно его желание усилиться за счет новых церквей. Небезразличны эти проблемы и Римско-Католической церкви (РКЦ), ибо есть надежда на то, что Единая Поместная Церковь со временем может объединиться с Украинской Греко-Католической Церковью (УГКЦ) в униатский Киевский Патриархат под юрисдикцией Ватикана. Объединение всех перечисленных церквей – дело бесперспективное: каноническая, признанная вселенским православием УПЦ не станет объединяться с раскольниками, для нее путь объединения один – возвращение раскольников через покаяние. Православная церковь насчитывает двухтысячелетнюю историю существования, доказавшую ее жизнеспособность и прочность во многих исторических драмах, она опирается на четко сформулированную вероисповедальную догматику, принципы организации с их глубоко иерархизированной структурой, гордится чистотой и неповрежденностью собственного учения, своим апостольским преемством. Многие решения и компромиссы, предлагаемые ей светской властью, невозможны по определению, ибо равняются ее самоуничтожению. Обвинения в адрес УПЦ как исключительно русской церкви, центр которой находится за пределами Украины, не выдерживают критики. Не останавливаясь уже на том, что этнические русские составляют не менее пятой части населения страны – и это ее полноправные граждане, к которым можно добавить этнических украинцев, идентифицирующих себя с русской культурой. (Следует вспомнить, что УАПЦ имеет Предстоятеля в США, РКЦ и УГКЦ – Папу Римского в Ватикане, а также за рубежами Украины находятся религиозные центры многих протестантских конфессий, иудаизма и ислама.) Преувеличенное внимание к расколам в православии определяется борьбой в обществе двух векторов внешнеполитической ориентации – западной и восточной. Стремясь принять однозначно западную ориентацию, часть украинской правящей элиты и гражданского общества выдвигает католицизм и протестантизм как объективные основания западного культурно-цивилизационного типа. Восточный же вектор, приоритет единства с восточнославянскими народами, заставляет отдать предпочтение православию. Таким образом, желание дистанцироваться от России приводит к попыткам в противовес исторической традиции собственного народа на первые роли выдвинуть Украинскую Греко-Католическую Церковь как «самую украинскую, самую национальную, самую патриотическую». Ясно, что такая глубокая политизация религиозной жизни Украины противоречит Конституции страны, по которой церковь отделена от государства, и оно не должно использовать свою силу для давления на одну из конфликтующих сторон. Это невыгодно и самим властным элитам уже потому, что в неизбежные политические конфликты религия добавляет столько страстей и иррациональных мотивов, что они становятся угрозой стабильности социальной системы. Вот в таком социально-политическом контексте и проходил визит Патриарха Кирилла. Программа визита получилась очень насыщенной – в течение всей недели Предстоятель Русской Православной Церкви встречался с паствой в разных уголках страны: Киеве, Донбассе, Крыму, городах и монастырях Западной Украины. Важным событием визита стала встреча Патриарха с Президентом Украины Виктором Ющенко и совместное возложение цветов к памятнику Славы, а также Мемориалу жертвам массового голода. Пожалуй, последнее могло стать самым напряженным во всем патриаршем визите, поскольку официальные позиции Москвы и Киева во взгляде на события 32–33-го годов прошлого века до недавнего времени, мягко говоря, разнились. Однако, к удивлению многих, Виктор Ющенко, обращаясь к прессе и другим собравшимся, сказал: «Я всегда подчеркиваю, что это не вина России, русского народа – трагедия 1932–1933 годов. Сегодня нам надо быть солидарными относительно каждой жертвы этого большого голода. Это наша православная обязанность. Мы чрезвычайно ценим то, что Вы, Ваше Святейшество, тут, на этой святой площади, почтили память жертв голодомора 1932–1933 годов». Патриарх же отметил: «Огромное число людей погибло в Украине, в Поволжье, в Северном Кавказе, в Южном Урале, в Западной Сибири, в Казахстане. Это общая беда всего нашего народа, который в то время жил в одной стране. Поэтому нет ничего удивительного, что мы молимся о безвинных жертвах, мы вспоминаем тех, кто погиб. Вспоминая их, мы молимся одновременно, чтобы никогда ничего подобного больше не произошло, а также, чтобы никогда такого рода события в нашей истории не полагались в качестве некой преграды для братского общения, чтобы никогда из этих трагических обстоятельств нашей истории не проистекала братоненавистническая историософия». В диалоге с Патриархом Виктор Ющенко поднял тему образования Единой Поместной Православной Церкви. Патриарх ответил на это заявление следующим: «Сегодня мы чествуем и завтра будем особо праздновать память Святого Равноапостольного Владимира, князя и просветителя, который великим деянием – Крещением Руси – содействовал тому, чтобы была основана наша Поместная Церковь, которая существует тысячу лет. Эта Церковь, господин Президент, существует. Есть Поместная Церковь в Украине! Если бы ее не было, не было бы сегодня Украины. Но на теле этой Церкви образовались раны, и раны надо уврачевывать – молитвой, осмыслением того, что со всеми нами произошло и происходит. Но самое главное – исцеление придет тогда, когда мы сумеем в сознании своем сопрягать очень важные истины. Первая истина в том, что паствой церковной являются все крещеные православные люди. Вне зависимости от их политической ориентации, от их симпатий или антипатий, от их понимания истории – это все паства Единой Поместной Церкви... Патриарх Московский и всея Руси живет в Российской Федерации в городе Москве. Но это Патриарх Московский и всея Руси. И скажу больше: при образовании Московского Патриархата в Томосе, который был подписан Константинопольским Патриархом и который был принят потом всеми Восточными Патриархами, было сказано: Патриарх Московский, всея Руси и всех Северных стран. И до упразднения Патриаршества при Петре I так и подписывались Московские Патриархи. В этом нет никакого империализма, никакого господства одних над другими, но есть ясная православная экклезиология: Патриарх – это отец для всех. Вне зависимости от того, какого цвета паспорт в кармане, вне зависимости от того, в каком мы государстве живем, – он отец всех тех, кто принадлежит к Православной Церкви, входящей в единую юрисдикцию, возглавляемую Патриархом». Позднее на встрече с архиереями, духовенством, преподавателями и студентами Киевских Духовных школ и представителями интеллигенции Предстоятель Русской Православной Церкви так оценил результат дискуссии с Президентом Украины: «Диалог был очень откровенным и недипломатическим. Мы поняли, что необходимо искать выходы из церковного кризиса в Украине. Однако невозможно требовать единства, настаивая на победе одного, частного мнения. Позиция «или так, или никак» неконструктивна. Церковь должна понимать, что она является родным домом для всех, и именно так выстраивать свои отношения с миром. Надо объединяться вокруг общей идеи, а сейчас автокефалия не является такой идеей. Радикальные призывы к автокефалии – исключительно политичны». В целом организация визита была на очень высоком уровне: визит подробно освещался в печатных СМИ и по телевидению. И даже недоброжелательно настроенная часть прессы не без зависти отмечала энергичность, интеллект и современность Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, ибо с таким отцом Церкви последняя может только укреплять свои позиции.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter