Что выгоднее — 800 граммов или килограмм: мы проверили ценники «недовешенных» продуктов

Единицы изменения правды

Мы живем в удивительное время непредсказуемых маркетинговых ходов, когда в пакете гречневой крупы может обнаружиться не килограмм продукта, а 850 граммов, в пачке масла — 185 граммов вместо 200, а в бутылке пива — 460 миллилитров вместо полулитра. Подобного рода арифметические задачки маркетологи подбрасывают нам с завидной регулярностью. Специалисты уверяют: покупатель, приобретая «недовешенный» продукт, не переплачивает, просто ему приходится чаще возвращаться в магазин за быстрее заканчивающимися припасами. Так ли это на самом деле, проверила «Рэспубліка».

Особенно волнуют покупателей продукты, вес которых, по идее, должен быть кратен килограмму или литру — по привычной еще с советских времен системе стандартов.

Кашу маслом не испортишь

Историю про девять яиц в упаковке от удмуртской птицефабрики, которая последние несколько недель будоражит общество, наверное, слышали уже все. Каких только шуток не напридумывали по этому поводу остроумные пользователи «глобальной паутины». И как только не оправдывалась фабрика, выпустившая злосчастный «девяток». Но если говорить серьезно, то случай этот заставил всех призадуматься: а что в реальности скрывается за такого рода маркетинговыми приемами? Ведь если «яичные страсти» до наших широт пока не добрались, то о других постоянно «худеющих» упаковках говорят все чаще. Особенно волнуют покупателей продукты, вес которых, по идее, должен быть кратен килограмму или литру — по привычной еще с советских времен системе стандартов. Но производители прибегают к обманчивому снижению цены, когда она вроде бы уменьшается, но вместе с ней снижается и вес фасованного товара. При этом емкость и вес заявлены на упаковке, но покупатель зачастую просто не обращает на это внимания. 

Подхожу к стеллажу с бутылками, наполненными маслом разнообразных солнечных оттенков. И удивляюсь тому, чего раньше не замечала. Из более чем десяти представленных наименований, в основном от российских производителей, только один продукт разлит в литровые бутылки. Масло, произведенное в Ростове-на-Дону, по акции стоит 2 рубля 39 копеек (без скидки — на 20 копеек дороже). Остальные же бутылки «порадовали» разнообразием: 800, 810, 850, 870, 900, 950 миллилитров. Причем за 800-миллилитровку придется отдать 2 рубля 19 копеек, а за 900 мл — 2 рубля 59 копеек. Если обратили внимание, то столько же стоит литровая, причем без скидки. То есть 100 мл кто-то просто не долил и при этом хочет получить столько же, сколько стоит литр масла. Кто-то скажет, мол, производители разные и могут они запрашивать за свой товар цену, исходя из своих личных затрат. Но все равно создается впечатление, что тобой пытаются манипулировать.

Наши птицефабрики давно придумали продавать яйца по 6 штук. Но делается это, скорее, для удобства потребителя. Если посчитать, завышения цен в данном случае нет.

Переходим в бакалейный отдел. Здесь тоже все очень неоднозначно и впору запутаться даже хозяйке со стажем. Килограммовую упаковку гречки и риса не нашла вовсе. Продавцы, видя мою растерянность, поясняют: такие упаковки встречаются уже очень редко. Крупные компании крупы и макаронные изделия стараются не расфасовывать в килограммовую тару. Говорят, упаковки менее килограмма удобны были всегда, потому что «так проще для транспортировки».

Но лично меня больше всего поразила разница в цене. От чего она зависит? Вот гречка-ядрица от минской бакалейной фабрики весом 900 граммов, цена — 1,49 рубля. Аналогичная упаковка российской гречки предлагается за 3,89 рубля. Никаких поясняющих слов вроде «отборная», «элитная» или, скажем, «золотая» — нет. Самая дешевая крупа — опять же белорусского производства. За 700 граммов продукта просят всего 85 копеек. Рядом красуется упаковка с аналогичным весом, но по цене 1,19 рубля. 

С рисом похожая история. Но здесь путаницу привносит география. Откуда только не везут к нам эту крупу — из США, Таиланда, Вьетнама, России, Пакистана, Китая, Индии. Самый дорогой рис прибыл из Северной Америки — за полкило придется выложить 4,29 рубля. 

Остальные цены на «белое золото» варьируются от 1,79 рубля за 800 граммов до 2,49 за 700 граммов. Понятно, что цена во многом определяется качеством продукта и отдаленностью от нас страны-производителя. Но все-таки хотелось бы знать: сколько в среднем стоит килограмм? Возьмем, к примеру, 700-граммовый российский рис стоимостью 2 рубля 55 копеек. Делим стоимость на граммы — так мы узнаем цену грамма — и умножаем на 1000 граммов. Получаем 3,64 рубля. Рядом рис из той же России по 1,79 рубля за 800 граммов. Цена за кило выходит дешевле — 2,24 рубля. Вроде бы несложная арифметика, но в уме такие цифры считать неудобно, и лично я никогда не замечала в магазинах покупателей с калькулятором в руках.

О реальном весе товара покупатель узнает только дома, когда внимательно присмотрится к упаковке.
Фото news.milkbranch.ru

Вес не взят

Мы привыкли к тому, что упаковка молока — это строго литр. Ну или пол-литра. И как может быть иначе? Но часто мы просто не замечаем очевидного. Честно говоря, больше всего разочаровала именно молочка. 200-граммовые пачки творога теперь можно встретить примерно у половины представленных на прилавках производителей. Другая их часть предлагает упаковку на 20 граммов меньше. В цене разобраться может только настоящий профессионал. В основном творог с меньшей жирностью стоит до рубля, с высокой жирностью — чуть более рубля. Но как понять, какая упаковка выгоднее? Ай, 10—20 копеек разницы — не обеднею! Собственно, на это и рассчитан маркетинговый прием. 

Вот, к примеру, минский творожок пятипроцентной жирности весом 355 граммов. Стоимость со скидкой — 2 рубля 65 копеек (без скидки — 2 рубля 91 копейка). За килограмм выходит 7 рублей 31 копейка. Рядом 500 граммов (жирность та же) за 2 рубля 46 копеек. Получается, цена за кило всего 4 рубля 92 копейки. Правда, на этот раз творог упакован в обычный полиэтиленовый пакет. И для чистоты эксперимента возьмем 180-граммовую пачку от компании-конкурента за 95 копеек. Цена за кило — 5 рублей. Рядом — 200-граммовая пачка пятипроцентного творога другого производителя стоимостью 1,44 рубля. Килограмм вновь выходит дороже — 7 рублей 20 копеек.

А нарушений-то нет...

Стоит сделать важную оговорку: об обмане речь не идет. Скорее, о маленькой хитрости. Рассчитано все на то, что потребитель может не обратить на это внимания, если не станет скрупулезно изучать упаковку. Фактически производители ничего не нарушают, если фактическая масса или объем продукта соответствует заявленному значению на пачке. Они всего лишь «пользуются» силой привычки: покупатель подсознательно знает, что в пачке молока — литр, в пачке масла — 200 граммов. Очевидно, что уменьшение объема — это добавочная стоимость, а значит, добавочная прибыль для производителя. Потребителям можно посоветовать обращать внимание на вес или объем продукта и сравнивать его со стоящими рядом товарами. Люди, которые выбирают товар, далеко не всегда вчитываются в объем продукта и порой недополучают 10—50 мл или 20 граммов. 

Казалось бы, в нашей стране нашли решение для подобных маркетинговых уловок: с 1 января 2017 года МАРТ рекомендовал торговым сетям и магазинам указывать на ценнике «честные» цены, то есть цены за кило или литр. Однако эта норма необязательна, а поэтому никто особо не стремится пугать посетителей правдивыми величинами. В МАРТ говорят: менее месяца остается до вступления в силу нового постановления Правительства. В соответствии с ним предусматривается обязанность продавцов указывать на ценнике, кроме стоимости товара, стоимость за килограмм либо за литр, если вес продукта не равен килограмму (литру). Это сделано, чтобы потребителю было легче определиться ввиду того, что в магазинах представлен большой ассортимент продукции различного веса и стоимости. Так что нам надо только потерпеть — и скоро все тайное вновь станет явным.

КОММЕНТАРИЙ

Светлана СИВИРЧУКОВА, начальник главного управления МАРТ по Гродненской области:


— За прошлый год наши специалисты провели 283 контрольных мероприятия в торговых объектах области. По результатам мониторингов выдано 153 рекомендации для устранения нарушений. Одним из основных несоблюдений правил торговли стало недоведение до потребителя предусмотренной законодательством информации о товаре. Ведь в соответствии со статьями 5, 7 Закона «О защите прав потребителей» гражданин имеет право знать в числе других достоверную информацию о цене. 

Постановление № 824 о корректировке правил продажи отдельных видов товаров и общественного питания, которое вступает в силу через три месяца после официального опубликования, Правительство приняло в ноябре прошлого года. Это значит, что уже с 21 февраля в магазинах, павильонах, автомагазинах и даже в интернет-магазинах обязательно пропишут стоимость за килограмм и литр. Это позволит потребителям сделать осознанный выбор на основании объективной информации о цене. Платить же на кассе можно строго по ценнику, если его не успели поменять, а товар подорожал, то покупатель вправе не платить больше. 

kondratieva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter