Народный артист России, большой друг нашей страны, любимец публики Александр Калягин 25 мая отметил 80-летие. Не оставил без внимания эту круглую дату и телеканал «Культура», включив в свою программу сатирическую трагикомедию по одноименной поэме Николая Гоголя «Мертвые души», где Калягин ювелирно сыграл Павла Ивановича Чичикова. Основатель и художественный руководитель московского театра Et Cetera, председатель Союза театральных деятелей России воплотил много интересных ролей на театральной сцене и на экране. Дополним портрет юбиляра несколькими штрихами.
Письмо от Райкина
История театра и кино знает немало примеров, когда какой-нибудь в будущем известный артист в детстве писал письмо своему кумиру, а тот, в свою очередь, на это наивное письмо отвечал, вдохновляя на дальнейшие творческие подвиги. Александр Калягин, выросший в семье педагогов, в 13 лет написал письмо не кому-нибудь, а самому Аркадию Райкину, чья слава гремела на весь СССР. В нем мальчик сообщал о желании стать актером и нежелании учиться. В ответ Райкин написал: «Саша, я верю в труд. Труд — это основа всего для меня…» Это письмо Калягин хранил как дорогую реликвию и даже прочел со сцены зрителям во время записи программы «Театральные встречи» в 1978 году.Однако по настоянию матери Саша сначала окончил Московское медицинское училище № 14 по специальности «акушер». В течение двух лет работал фельдшером на подстанции № 4 московской станции скорой помощи. И только после этого поступил в Театральное училище имени Б. Щукина, которое окончил в 1965-м. Сразу был принят в труппу Театра на Таганке. Но вскоре понял, что не вписывается в яркую, площадную, почти концертную стилистику театра.
Актер, обладавший негероической внешностью, трудно обретал себя в профессии, долго искал свое амплуа. В 1967 году перешел в Театр имени Ермоловой, где сыграл роль, которую сам считает настоящим началом своей артистической карьеры, — Поприщина в «Записках сумасшедшего».
Современник Ефремова
В 1970 году ему поступило судьбоносное предложение от режиссера Олега Ефремова попробовать свои силы в труппе «Современника». Калягин верил в Ефремова и предложению очень обрадовался. Позже вслед за режиссером перешел из «Современника» во МХАТ. Среди его лучших ролей здесь — Тригорин («Чайка» А. Чехова), Полуорлов («Старый Новый год» М. Рощина), Леня Шиндин («Мы, нижеподписавшиеся» А. Гельмана), Оргон («Тартюф» Мольера), Федя Протасов («Живой труп» Л. Толстого) и другие.Кстати, пьеса «Старый Новый год» долгое время была успешным мхатовским спектаклем, а потом перекочевала и на телевизионный экран с тем же актерским ансамблем. Фильм поставили Наум Ардашников и Олег Ефремов.
После раскола МХАТа в 1987 году Александр Калягин остался с Ефремовым в театре, получившем название МХАТ имени Чехова, но в 1991-м покинул и его, почувствовав «надвигающийся кризис». В 1992 году создал собственный коллектив — Et Cetera, который и возглавляет в настоящее время. Главным режиссером театра работает Роберт Стуруа.
Тогда же, в 1992-м, появился громкий антрепризный спектакль Сергея Юрского «Игроки-XXI», где в персонажей Гоголя вместе с Калягиным перевоплотились Евгений Евстигнеев, Леонид Филатов, Геннадий Хазанов и другие звезды. Спектакль прошел 60 раз в течение полутора лет. Евгений Евстигнеев сыграл в нем свою последнюю роль.
«Мой жизненный лозунг — принимать жизнь как вызов, — отмечает Александр Калягин. — Пока я жив, я не могу поддаться обстоятельствам. Хотя я совсем не твердолобый и не прямолинейный человек. Я всегда буду находить компромиссы, корректировать свою линию поведения. У меня оптимистический взгляд на театр и зрителей»
Не узнал себя на экране
Зато кино заметило Александра Калягина сразу. Роли в картинах «Черный принц», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Подранки», «Старый Новый год», «Прохиндиада, или Бег на месте» показали, насколько многогранно его дарование.
Судьбоносной в фильмографии актера стала роль Платонова в драме Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино». Хотя экранный образ чеховского интеллигента сам Калягин принял не сразу. Вот что он записал в своем дневнике: «Роль Платонова стала «переломной». Когда я посмотрел черновой вариант фильма, не узнал сам себя. Я испугался. Я понял, что провалил роль. Это был такой удар, что плакать хотелось. Я так привык к своим штучкам-дрючкам, к своим штампам и вдруг смотрю — на экране другой человек. Это не Калягин, это не я. Я не привык к тому, что я так двигаюсь, нет моих привычных ужимочек, привычных красок. Какой-то другой актер. И ощущение ужаса провала. Меня тогда Никита выручил. Он мне тихо-тихо на ухо сказал: «Запомни, ты сыграл свою лучшую роль!» И все дальнейшее определилось Платоновым. Даже Эфрос открыл меня как актера именно в «Механическом пианино».
На долгие годы для широкой публики визитной карточкой актера стала и роль незадачливого Бабса Баберлея в комедии Виктора Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!».
В театре все равны
В середине 2000-х мне в составе скромной делегации белорусских критиков удалось встретиться с Калягиным в Союзе театральных деятелей России. Уже тогда Сан Саныч, как любя называли его коллеги и подчиненные, выражал обеспокоенность происходящими процессами, угрозой надвигающегося рынка и снижением общей театральной планки. Его прогноз удивительно точно звучит и сегодня.Калягин твердо уверен, что в театре, как в бане, все равны: «Когда я прихожу в зал, весь мой театральный опыт, тот или иной, уходит в сторону. Я всегда говорю своим студентам: если на сцене творится чудо, оно уравнивает и сантехника, и профессора искусствоведения. Настоящий театр ясен и понятен любому зрителю: и очень знающему, и совсем не знающему».
И сегодня безудержная энергия артиста и руководителя ведущего театрального коллектива Москвы, его творческая и общественная деятельность — пример беззаветного служения идеалам добра, красоты и сострадания.
В ТЕМУ
Калягину довелось поработать и с известным белорусским режиссером Валерием Рубинчиком над совместной картиной «Комедия о Лисистрате», снятой по мотивам комедии греческого драматурга Аристофана «Лисистрата». В этой ленте Александр Александрович исполнил роль советника Пробула. Жаль, фильм, вышедший в конце 1980-х, несмотря на впечатляющий актерский состав, потонул в общем потоке ширпотреба и успеха одноименного спектакля Рубинчика в минском Театре-студии киноактера не повторил.
КСТАТИ
Некоторое время назад Александр Калягин с успехом гастролировал в Минске с репертуарным спектаклем театра Et Cetera «Лица», поставленным им самим по юмористическим рассказам Антона Чехова «На чужбине», «Психопаты», «Канитель», «Злоумышленник» и «Дипломат». Партнером Калягина в спектакле выступил неподражаемый Владимир Симонов.
pepel@sb.by