Едем за историей

Необычный урок истории для школьников из Слуцкого района всю минувшую неделю проводила...

Необычный урок истории для школьников из Слуцкого района всю минувшую неделю проводила Белорусская ассоциация клубов ЮНЕСКО. В попытке узнать нераскрытые тайны рода Радзивиллов и найти связанные с ними экспонаты для Национального историко–культурного музея–заповедника «Несвиж» ребята колесили на велосипедах по Несвижскому району. В краеведческой экспедиции поучаствовали и корреспонденты «СБ».


Исторический путь


— «Утраченные коллекции» — далеко не первая наша детская исследовательская экспедиция, — вводит нас в курс дела председатель Белорусской ассоциации клубов ЮНЕСКО Дмитрий Субцельный. — Первая — «Традиции предков» — прошла в 6 районах страны еще в 2004 году. Тогда мы собрали особенно много этнографического и фольклорного материала, который затем был передан в фонды Национального исторического музея... А одна из экспедиций была посвящена памяти известного художника Хаима Сутина.


Для каждой подобной «вылазки», понятное дело, разрабатывается стратегия. Руководитель проекта Игорь Житин дает вводную: в первую очередь надо исследовать населенные пункты, расположенные вдоль исторических трасс, а также деревни, где в свое время находились панские усадьбы, тем или иным образом связанные с родом Радзивиллов. А вдруг там, в домах местных стариков, еще пылятся обувь и одежда тех времен, газеты и фотографии, стоит в сервантах посуда...


Знаете, как оно бывает? Скажем, бабушка Игоря Житина дружила с внучкой известного академика Покровского. От нее семье достались старинные книги. Была надежда: что если и здесь повезет? Ведь одно дело — если к тебе приезжает из музея взрослый дядя в очках, и совсем другое — когда подростки. Люди ведут себя более раскованно: никто не боится что–то перепутать, забыть. В этом смысле детям работать проще. В день экспедиция собиралась посещать по две — три деревни.


Пункты на карте


Поехали! Место старта — Радзивилловский парк в деревне Заушье, где группа юных исследователей раскинула свой палаточный лагерь. Первый пункт на поисковой карте — деревня Великая Липа, один из исторических уголков Несвижского района, где сохранились фрагменты усадьбы пана Обуховича: брама–конюшня с лепными картушами внутри, флигель из красного кирпича, амбар, бровар...


Конечно, ходить по домам наобум в надежде найти что–то ценное — бесперспективно. Теряем время! А значит, воспользуемся подсказкой «помощь друга». Председатель Липского сельисполкома Лариса Алешкевич, знающая в округе всех и вся, в первую очередь предлагает заглянуть к 86–летней Софье Никодимовне Веремейчик.


Бабушку Софью пришлось на время оторвать от очередной серии «Бедной Насти». Рассаживаемся в типичной горнице типичного деревенского дома. Кто за массивным деревянным столом, с фотографий на котором на Никодимовну смотрят дети и внуки. Кто на старинной кровати с пуховыми подушками в расшитых наволочках. Участникам проекта Максиму, Екатерине и Дарье общаться «по–научному» пока не приходилось. Поэтому для начала они внимательно слушают. Бабушка вспоминает пана Обуховича:


— Я к нему еще бураки полоть ходила и заработала 50 грошей. Пан у нас хороший был. И сад у него был большой, он его в аренду сдавал... Перед войной его арестовали. Он ни от кого не убегал, старый был... Его усадьбу местные жители разворовали в 1940 году.


— А у кого–нибудь что–нибудь сохранилось?


— Откуда мне знать, я ребенком была... Хотя я видела, как из панского дома тягали посуду, стулья. Затем, когда в усадьбу переселили сельсовет, его работники, помню, ездили по домам: верните, мол, нам хотя бы мебель, не на что даже сесть.


Раритет на память


Материал для этого репортажа мы начали собирать еще в прошлую среду. Проект тогда только–только стартовал... А через неделю стало известно: есть интересные результаты.


...Удача подстерегла исследователей в деревне Альба, где находились парковый комплекс и дворец, прозванный «Несвижским Версалем». Один из местных жителей (мы намеренно не будем называть пока его имя) утверждает: ванна, найденная в его доме, — ранее как раз принадлежала Радзивиллам. Сотрудники музея, конечно, это еще проверят.


— Записали ребята и множество воспоминаний потомков работников Несвижского замка, — подводит итоги Игорь Житин. — Они могут пригодиться в дальнейших исследованиях. А в одном из домов обнаружили столетний рушник — его экспедиция передаст в местный краеведческий музей.


Неужели деревенские готовы так вот бесплатно делиться раритетами? Еще совсем недавно научный сотрудник музея «Бездежский фартушок» Галина Филипович мне рассказывала: за будущие экспонаты приходится платить от 30 до 70 тысяч рублей. А многие коммерсанты готовы выложить еще больше.


— Думаю, здесь все зависит от человека, — считает Игорь Житин. — Помню, приехали мы в деревню Щитковичи Стародорожского района. Говорю женщине: «Все то, что вы нам отдадите, пойдет в музей». «Господи, — радуется она, — да неужели? Я же так хотела, чтобы от меня на этой земле осталось хоть что–то. Пусть хоть кусок моего рушника...»


* * *


Только, пожалуй, экспонаты для музея — это не основная цель подобных проектов, а лишь антураж. Привить детям интерес к истории своей страны, окунуть их в эпоху, оторвав от компьютеров, — вот это важно.


Компетентно


Наталья Жерко, заместитель директора Национального историко–культурного музея–заповедника «Несвиж»:


— Насколько реально найти в окрестностях экспонаты и записать неизвестные воспоминания? А почему бы и нет? Думаю, это актуально всегда. Музей и сам регулярно проводит такую работу. Любая помощь со стороны полезна.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter