Евросоюз стал лидером по экспорту продовольственных товаров, обогнав на 6 млрд. евро: сельское хозяйство Соединенных Штатов пострадало от прошлогодней засухи. В предстоящие годы страны ЕС сохранят первенство, считают эксперты.
Общая стоимость поставленной ими продукции в 2013-м составила € 120 млрд. — такие цифры приведены в июньском отчете подразделения Еврокомиссии по сельскому хозяйству и развитию аграрных районов.
Увеличение объемов европейского экспорта, несмотря на незначительные темпы расширения мировой торговли и сильный евро, было вызвано потребностями развивающихся стран в отдельных товарах, говорится в отчете. Так, наибольший рост экспорта в процентном выражении пришелся на Саудовскую Аравию и Китай. Объемы поставок полуфабрикатов и готовых продуктов прибавили на 39 % и 11 % соответственно.
В целом, произошли изменения и в списке главных рынков сбыта европейских товаров. Первое и второе места продолжают сохранять за собой США и Россия, куда из ЕС отправилось 13 % и
10 % продукции. Однако дальше отмечены подвижки. Например, Китай впервые стал третьим крупнейшим потребителем Евросоюза, обогнав ставшую в 2013 году четвертой Швейцарию. Япония заняла пятую позицию. Далее следует Гонконг. При этом совместная доля этой пользующейся особым статусом территории и Китая равна объему поставок в Россию — 10 %.
Для России Европа — крупнейший поставщик продовольственной продукции: доля ЕС в общем объеме ее импорта составляет 42 %, а общая стоимость поставленных товаров достигает
€ 11,9 млрд. Главные экспортные категории не изменяются уже несколько лет. Это фрукты и сыры. Российский импорт европейских фруктов оценивается более чем в € 1 млрд., причем половина этого объема приходится на яблоки и груши. До недавнего времени Европа поставляла значительное количество свинины, однако из-за вспышки АЧС зимой 2014 года поставки были прекращены. Продажи другого мяса и мясных продуктов оценивались в € 0,8 млрд. Примерно на такую же сумму Россия импортирует европейские овощи, а на € 1,3 млрд. — крепкие спиртные напитки, ликеры, вина и вермуты.
Кстати, на последнюю группу товаров приходится в общей сложности 17 % экспорта из ЕС. На хлебобулочную продукцию, макаронные изделия и детское питание — 6 %, на пшеницу — 4 %. Доли экспорта кондитерской продукции, мяса, сыров, фруктов и овощей, изделий из кожи примерно равны и составляют по 3 % от общего объема поставок за рубежи Евросоюза. В стоимостном выражении вырос экспорт всей продукции, за исключением категории крепкого спиртного и ликеров, гласят данные отчета. В число товаров, которые обеспечили 85 % роста экспорта, вошли пшеница, ячмень, товары детского питания, меховые изделия, рапсовое масло, кукуруза, этиловый спирт и семена подсолнечника.
То, что Европа стабильно наращивает объемы экспорта, неудивительно: на это повлияли не только внешние, но и внутриевропейские факторы. Страны ЕС исторически очень активно поддерживают фермеров, используют протекционистские меры, несмотря на ограничения ВТО, поясняет аналитик инвестиционной компании «QB Finance» Мадина Абаева. Не обошлось и без дотаций. В некоторых сегментах сельхозбизнеса они достигают 30 %. Сектор также развивается за счет интенсивной составляющей: в европейском сельском хозяйстве применяются эффективные технологии, которые позволяют увеличить выпуск и снизить издержки. В целом, по мнению экспертов, ЕС сможет удержать лидерство в экспорте продовольственных товаров в ближайшие годы.