Еда «растет» и на подворье

Подворному мини-бизнесу и на следующую пятилетку требуется поддержка. Как-то собеседник, председатель СПК, с которым дискутировали на тему быть или не быть ЛПХ, вдруг предложил мне переехать в его «владенья». Тут мне и домик новенький будет без проблем, и коровка — для начала большого хозяйства.

Пришлось, если честно, пойти в дискуссии на временную «капитуляцию». Потому как, являясь сторонницей подворного расширения, сама-то вряд ли решусь завести мычаще-хрюкающий «арсенал»… Тем не менее полностью сдаваться я не собиралась! И не собираюсь: по-прежнему считаю, что деревня — в виде «чистого» агрогородка, где нет семей, которые имеют огороды, хозяйства серьезные, — все-таки не совсем село. Крестьянские традиции идут ведь именно от земли, каждодневного труда, с ней связанного.

А на днях еще услышала, что сейчас в Минсельхозпроде Республики Беларусь рассматривается новая программа развития и поддержки ЛПХ уже на 2011—2015 годы. Нужное дело! Хотя, вспомним, минувшей весной многим чиновникам досталось на орехи от Президента. Ведь контролеры обнаружили, что во многих регионах поддержка частных мини-производств молока, мяса шла формально, на бумаге. Оттого и сараи во многих деревнях давно уж молчат — не «мычат» и даже не «хрюкают»…

А может, так и должно быть? Но ведь в последнее время немало споров ведется и вокруг того, что нужно активнее продвигать бизнес в глубинку. Давать возможность развиваться не только крупнотоварному сектору сельхозпроизводства, но и фермеру, хозяину того же подворья подсоблять. В принципе, потребителю продуктов питания — что белорусскому, что зарубежному — все равно, на каком объекте еда «растет»! И кто собственник. Другое дело, что с подворьями нужно работать. Здесь мало механически забирать продукцию. Не суть важно, что при этом льется в бидон или идет под нож переработчика? Да нет, как раз в свете последних требований по, как минимум, удвоению экспорта продовольствия — архиважно!

Вы скажете, что невелика доля подворная в общем вале сельхозпродукции в Беларуси? Цифры, впрочем, говорят: ЛПХ умудряются не снижать эту самую долю, хотя количество скота в мини-хозяйствах убывает. Особенно КРС «тает» быстро. Почему же все чаще сараи «умолкают»? Доводилось нередко слышать от людей, живущих и работающих на селе, что сменилась… сама деревенская генерация. Молодежь нынче не хочет обременять себя обширным хрюкающе-мычаще-кудахтающим «царством».

На что здесь можно рассчитывать? Пока программа льготного кредитования, за которую отвечает Белагропромбанк, лишь набирает обороты. Будем надеяться, раскрутится настолько, что сможет стать реальным аргументом в пользу «оживления» сараев.

А в новой госпрограмме развития и поддержки ЛПХ, уже на следующую пятилетку, прописаны конкретные шаги, которые принесут пользу как уже состоявшимся мини-проектам на подворьях, так и только зарождающимся. В головах тех предприимчивых сельчан, которые отважатся бросить вызов младопоколенческому пессимизму.

Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter