Еда без вреда

Полезен ли “золотой рис”? Почему трансгенный картофель вкуснее обычного? Как генно-модифицированные бананы используют в фармакологии? Могут ли продукты, содержащие ГМО, попасть к нам на стол?

Полезен ли “золотой рис”? Почему трансгенный картофель вкуснее обычного? Как генно-модифицированные бананы используют в фармакологии? Могут ли продукты, содержащие ГМО, попасть к нам на стол?

Закупая провизию на рынке или в супермаркете, мы внимательно изучаем не только ценник, но и этикетку на товаре. Интересуемся при этом сроком годности, калорийностью, составом продукта. Но в последнее время все чаще беспокоит вопрос: не являются ли хлеб, сыр или колбаса генно-модифицированными? Для большинства из нас аббревиатура ГМО представляется сегодня невидимой и малопонятной угрозой и кроме неприязни ничего не вызывает.

Не так давно по десяткам стран мира прокатилась волна акций протеста против одного из крупнейших в мире производителей генно-модифицированной продукции. Демонстранты призывали навсегда отказаться от продуктов с ГМО, утверждая, что они небезопасны для здоровья человека и загрязняют окружающую среду. Производители же упрямо продолжают доказывать, что делают благое дело, так как в будущем именно продукция с ГМО позволит накормить быстрорастущее население земли, очистить поля и угодья от ядохимикатов.

“Мутанты какие-то!”

На днях в овощном отделе супермаркета довелось стать невольной свидетельницей пререканий продавца и пожилого мужчины после того как продавец порекомендовал этому покупателю приобрести помидоры, которые “не только вкусные, но и через две недели не испортятся даже без холодильника”.

— Значит, овощи чем-то обработаны или содержат ГМО, — продемонстрировал эрудицию пенсионер. — Я не раз читал, да и по телевизору слышал, что за границей в некоторые продукты, чтобы они быстрее зрели и подольше сохранялись в свежем виде, вживляют гены разных организмов. Согласитесь, это уже не просто помидорчики и огурчики, а мутанты какие-то! Кроме вреда здоровью они не принесут ничего.

Задавшись вопросом, какова доля правды в словах умудренного житейским опытом человека, корреспондент “НГ” отправилась в лабораторию НПЦ Национальной академии наук. Главное, о чем хотелось узнать, насколько стоит верить подобной информации, и какова вероятность того, что на стол жителей нашей страны могут попасть продукты, содержащие генно-модифицированные организмы?

Лет тридцать назад западные ученые опубликовали научные труды, в которых описывалось получение первых трансгенных растений табака. Три года спустя после этого открытия прошли успешные полевые испытания, которые стали началом использования генной инженерии в сельском хозяйстве. На практике было доказано, что генно-инженерные технологии позволяют многократно ускорить процесс создания новых сортов растений, а это гораздо продуктивнее традиционной селекции. Но при этом было установлено, что вместе с новыми свойствами или признаками такие “мутанты” приобретают набор новых качеств, предсказать которые невозможно вследствие несовершенства современных генно-инженерных технологий.

Плюсы и минусы

— Это новшество имеет как сторонников, так и противников, — пояснила начальник лаборатории НПЦ НАН Беларуси по продовольствию Ирина Почицкая. — Первые считают, что плюс трансгенных растений в их продуктивности. Генно-инженерные технологии позволяют сохранить ту часть урожая, которая ранее терялась и к тому же придать растениям новые полезные свойства. К примеру, британские ученые вывели “золотой рис”. Речь идет не о драгоценном металле в его составе. Оказывается, новый сорт риса генетически улучшен с помощью бета-каротина, который в организме человека превращается в витамин А. Из “усовершенствованной” кукурузы, соевых бобов и рапса получается растительное масло, в котором снижено количество насыщенных жиров. В трансгенных сортах картофеля больше крахмала и меньше воды. Такой картофель при жарке требует меньше масла, легче усваивается. Генетически модифицированная тыква и томаты при хранении лучше сохраняют витамины С, Е и бета-каротин. Некоторые трансгенные растения (как правило, морковь и бананы) используют в фармакологических целях как “биофабрики” для производства белка, стимулирующего защитные свойства организма.

Сторонники трансгенной продукции уверены, что ГМ-вставки полностью распадаются в желудочно-кишечном тракте человека. Они утверждают, что присутствие в пищевых продуктах и кормах комбинированной ДНК само по себе не представляет опасности для здоровья человека и животных по сравнению с традиционными продуктами. Противники генно-модифицированной продукции доказывают обратное, что трансгены могут вызывать аллергию и отравления. Опасения у специалистов вызывает возможный перенос генов устойчивости к антибиотикам, которые используются при создании трансгенных растений, в геном бактерий желудочно-кишечного тракта человека.

Думайте сами, решайте сами...

Как известно, в нашей стране запрещено в промышленных масштабах выращивать генетически модифицированную сельскохозяйственную продукцию. В России начиная с 2008—2010 годов с применением такого метода уже выращиваются три сорта картофеля, кукуруза, соя, сахарная свекла, рапс.

Во всем мире признано правило запрета на применение ГМ-продуктов и продовольственного сырья в производстве питания для детей, что является совершенно правильным при отсутствии международного консенсуса по вопросам безопасности ГМ-продуктов.

В разных странах используются различные нормативные требования в отношении ГМ-продукции. К примеру, в США маркировка такой продукции не регулируется, а в Японии является обязательной. В России допускается отсутствие маркировки, если содержание ГМО не превышает 0,9 процента. В Беларуси в соответствии с национальным законодательством до 1 июля нынешнего года применялась беспороговая система маркировки. То есть при обнаружении самого незначительного количестве ГМО продукция должна была маркироваться. С 1 июля 2013 года вступил в действие технический регламент ТС, в связи с чем содержание ГМО в пищевой продукции, находящейся на рынке нашей страны, не должно превышать 0,9 процента. Но поскольку белорусы в основном потребляют продукты отечественного производства, вероятность того, что нам на стол попадет трансгенная еда, невелика.

По словам Ирины Почицкой, точных научных доказательств, свидетельствующих об опасности ГМО для здоровья человека, пока нет, и вопрос о пользе или вреде генетически-модифицированных продуктов до настоящего времени окончательно не решен. Поэтому каждому из нас придется самостоятельно делать выбор: употреблять или не употреблять продукты, на этикетке которых указано присутствие модифицированных компонентов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter