Об экономических монополиях в ЕАЭС

ЕАЭС против сговора «монополек»

Год назад страны «тройки» приняли модельный Закон «О конкуренции».
Один сельхозменеджер, побывав в России, с удивлением отметил: фосфорные удобрения у соседей дешевле. Почему? И у них, и у нас одно ведь сырье. Оказывается, своим российский монополист продает по 5200 рублей за тонну, а соседям — по 7000. Можно ли будет противодействовать таким игрокам, доминирующим на рынке, с 1 января 2015 года, когда начнет действовать Договор о создании Евразийского экономического союза? Эта тема стала предметом дискуссии на встрече члена Коллегии (министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлана Алдабергенова с представителями масс-медиа Беларуси, Казахстана и России в Минске.


Год назад страны «тройки» приняли модельный Закон «О конкуренции». Если коротко — это создание на общем рынке государств равных условий при производстве и сбыте товаров, борьба с монополистами, недопущение сговора и манипулирования ценами. Казалось бы, все проблемы после этого уйдут в небытие. Но не тут-то было. Наоборот, появились новые. Например, сотовая связь. 


Если мы в едином экономическом пространстве, то какой может быть межгосударственный роуминг? Однако он, как и раньше, продолжает действовать. Стоит только белорусу пересечь границу России, как сотовый оператор начинает брать с него огромные деньги за роуминг. Разница за разговоры на территории нашей страны и соседней возрастает в 20—30 раз. Счет опустошается моментально. 


Почему же невозможно найти управу на сотовых монополистов? Дело в том, что модельный Закон «О конкуренции» носит рекомендательный характер. Он не общий для трех стран. У каждой из них есть свой антимонопольный орган, но у него, как говорится, руки коротки: он может противодействовать недобросовестным игрокам рынка только на своей территории. А в метре через границу его полномочия заканчиваются. 


Аналогичная ситуация и на транспорте. Сегодня стоимость билета из Москвы до Минска в купейном вагоне и самолете примерно одинаковая. Но ведь и неспециалисту понятно, что затраты при перемещении по воздуху большие, чем по земле. Значит, российская железная дорога, пользуясь отсутствием конкурентов, завышает тариф.


Много дискуссий сейчас в трех странах и по вопросу так называемого параллельного импорта. Что это такое? Производители, желая монополизировать свое положение на рынке, устанавливают такие правила игры, когда их продукция может реализовываться только через официальных дистрибьюторов. По сути, это сговор, при котором владелец товарного знака устанавливает одинаковые для всех продавцов, часто завышенные, цены на товар. Когда же появляется «чужак», желающий купить продукцию оптом по отпускной цене и продать ее по более низкой розничной, ему подобный шаг не позволяют. Разве это не нарушение принципа свободной конкуренции?


От таких действий производителей и их «родных» продавцов страдает потребитель. Вот примеры. Если удастся победить дистрибьюторную монополию и разрешить параллельный импорт, то автозапчасти подешевеют на 60—80 процентов, спорттовары — на 30—45, парфюмерия — на 20—60, фотоаппараты — до 20, велосипеды — до 40, автокресла — до 50. Этот перечень можно продолжать. 


С начала 2015 года, когда начнет действовать Договор о создании ЕАЭС, у его антимонопольного органа будут развязаны руки, уверен член Коллегии (министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию ЕЭК Нурлан Алдабергенов. Появятся такие же возможности, какими уже сегодня обладает на территории своей страны Федеральная антимонопольная служба России. Она имеет право возбуждать дела и штрафовать на огромные суммы за любые факты нарушения честной конкуренции, требуя одновременно их устранения. Есть, правда, одна оговорка: полномочия антимонопольного органа ЕАЭС будут действовать только в отношении товаров, реализуемых в двух или трех странах. Так что белорусским сельчанам есть все основания надеяться, что фосфорные удобрения для них с нового года станут дешевле.

Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ»

gedroiz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter