Прошла первая детская конференция по творчеству Якуба Коласа

Дзякуй за творы!

В Минске прошла первая детская научно-практическая конференция по творчеству Якуба Коласа
«Перш за ўсё пасылаю Вам сваю самую шчырую, сардэчную падзяку за тое, што вы звярнулiся да мяне такiмi прыязнымi словамi, як дзецi да свайго бацькi».

Эти слова из письма Якуба Коласа воспитанникам Глусского детского дома могли быть фоном необычного события: уютные комнаты минского дома–музея классика превратились в конференц–залы, где вдохновенные школьники со всей страны излагали свои взгляды на «Новую зямлю» и «Сымона–музыку», декламировали стихи, демонстрировали на экранах презентации... Первая детская научно–практическая конференция по творчеству Коласа состоялась! Казалось, сам Константин Михайлович незримо присутствует. И, наверное, вспоминает время, когда был сам молод: ровно 110 лет назад в газете «Наша доля» появилось его первое стихотворение. Именно этому событию посвятили конференцию. Которая, кстати, пока не имеет названия — директор Национального института образования Сергей Важник даже предложил объявить конкурс, чтобы это исправить. Взрослая конференция называется «Каласавiны», может, это будут «Каласавiнкi»? Юные участники придумают!

А начался форум с энтузиазма одного человека — учительницы минской гимназии № 192 Светланы Таранда:


— Мы участвовали с докладом о военной публицистике Коласа в научной конференции Московского района Минска. Получилась глубокая работа. Но возможности хорошо ее представить не случилось. И я обратилась в музей Якуба Коласа с идеей провести специальную детскую конференцию, для школьников. Чтобы у юных коласоведов из всех регионов страны появилась широкая творческая площадка, где можно представить свою научную работу, подискутировать, пообщаться со сверстниками. Нас поддержали, и участников оказалось неожиданно много.

1. Письма против бронзы


Светлана Стефановна знакомит со своими учениками, которые подготовили доклад «Старонкi ваеннага жыцця Якуба Коласа». Эти страницы они восстановили на основе переписки классика. Девятиклассники Карина Зеленская, Марина Карпик и Дмитрий Кандыба (на снимке) по–настоящему увлечены:

Фото Виталия Пивоварчика

— Когда читаешь письма Якуба Коласа, он уже не кажется таким монументальным. Видишь человека талантливого, трудолюбивого. Как он волновался, когда его жена заболела! Как трогательно переживал за сына Юрку, ушедшего на фронт! Ласково обращается к друзьям, например, Петрусёк. Однако жену в своих письмах всегда называет Мария Дмитриевна. Почему? Очень уважал, любил.


Ученики 192–й гимназии устроили настоящий перформанс: Марина зачитывала доклад, Карина — письма, а Дмитрий — стихи. Юным исследователям интересно проследить, как реальные события жизни Коласа отражаются в его творчестве.

Дети научились работать в архивах и хотят продолжать поиски — тема глубокая. Одно из их открытий связано с номером газеты «Советская Белоруссия» за 9 мая 1945 года. Там много отзывов известных писателей о Победе, но нет от Якуба Коласа. Школьники заинтересовались почему. Оказывается, в это время тяжело болела его жена, так сильно переживал, что физически не мог ничего писать.

2. Списывание не пройдет


Все мы часто сетуем, что дети скачивают рефераты и сочинения из интернета... Но руководитель одной из секций конференции, председатель минского городского отделения Союза писателей Беларуси Михась Позняков, уверен, что поговорить о Коласе приехали именно те, кто хочет высказать свои мысли.

Учитель Оснежицкой средней школы Пинского района Елена Кудина
со своей ученицей Маргаритой Колб

— Как председатель жюри литературных конкурсов я встречаю на них списанные работы, — соглашается поэт. — Но это сразу ощущается. Сюда же приехали дети, подготовленные нашими замечательными учителями, энтузиастами. Давно заметил: на литературные конкурсы многие присылают и литературоведческие исследования. Особенно много их на конкурсе «Славянский калейдоскоп» в БГУ. Таким авторам необходима возможность для реализации! Не случайно эта конференция собрала столько участников. Из них вырастут будущие ученые, пропагандисты белорусской культуры.

3. Продолжение будет


В музее Якуба Коласа не ожидали, что окажется столько желающих принять участие в конференции — более 100 выступающих из всех уголков страны! Торжественное открытие пришлось проводить в зале Института истории. Директор дома–музея Зинаида Комаровская вспоминает визит учительницы 192–й минской гимназии Светланы Таранда, которая рассказала о работе своих учеников:

Зинаида Комаровская

— В этом году взрослые «Каласавiны» пройдут в 30–й раз, ожидается много участников, поэтому на студентов и учащихся уже не хватает регламента. И наша идея провести отдельный форум для школьников удачна. Приехали с Гомельщины и  Брестчины, из Лунинца, с Пинщины. Много интересных тем. Думаю, это хорошее начало, которое будет иметь продолжение. Вы посмотрите, как дети готовились, некоторые приехали в национальных костюмах. Для них это действительно праздник!

4. Местный колорит


Особенно интересно, когда в докладах местный колорит. Например, Дарья Кулакевич из Лунинца рассказывала о лунинецком периоде жизни Якуба Коласа, Маргарита Колб из Оснежицкой школы Пинского района — о «прытоеным сэнсе назваў у творах Якуба Коласа». Колас жил и творил на Пинщине, и многие реалии привносил в свои произведения. Вот Маргарита зачитывает отрывок, где Колас рассказывает легенду о происхождении названия Лунинец, а затем сравнивает с вариантами той легенды на Пинщине. В повести «У глыбiнях Палесся» Колас приводит легенду о злом пане Яшуке, которого повесили между двух осин, а потом там насыпали курган, назвав Яшуковой горой. И оказывается, эта гора существует до сих пор. 


Учительница Дарьи Елена Кудина утверждает, что Колас очень точно описал полешуков — «такие мы и есть!».

— Конечно, мы с Дашей пользовались местным материалом. Выступали на эту тему и на научно–практической конференции в Пинском районе. Колас жил на Пинщине дважды. К тому же его жена — пинчучка, и сын Данила в Пинске родился. Так что мы считаем классика своим.



Кстати, Дарья собирается поступать на филфак — смена вырастает на глазах. А Елена Владимировна планирует в дом Коласа, который ее впечатлил, привозить учеников на экскурсии.

5. Колас и дети


Можно ли найти истоки первой детской конференции в биографии самого классика? Ведь Коласа и при жизни изучали в школах. Зинаида Комаровская подтвердила: есть в фондах переписка с юными корреспондентами. Я попросила показать раритеты.

Вот письмо от 12 ноября 1941 года от ученика 5–го класса Михаила Климца: «Я Вам пасылаю вялiкую вельмi падзяку за вашыя мудрыя вершы, цiкавыя вельмi расказы». Надя Побудей из деревни Лисково Клецкого района не может поверить в счастье: завклубом принес ей ответ от самого Коласа! Надя благодарит за советы и просит: «Мо ў Вас ёсць геаграфiя для 7–га класа, то вы як небудзь перашлiце мне». Девятиклассник Петр Лазаренко из Мстиславского района мечтает получить от любимого писателя гармонь. А вот сам Колас пишет в Брестский детский дом, что обратился к председателю Совета Министров БССР Мазурову — «каб вашаму дому вылучылi грузавую машыну для патрэб вашай гаспадаркi».

1949 г. Письмо ученика 5-го класса Михаила Климца Якубу Коласу

Колас был открыт для помощи детям в нелегкое послевоенное время. Сегодня его дом тоже открыт для детей и готов поддержать их проекты.

6. Сын Коласа и озорной Савось


На всю жизнь запомнится участникам встреча с сыном Якуба Коласа, Михасем Константиновичем Мицкевичем, которому недавно исполнилось 90 лет. И завершающий акцент: театрализованное представление по стихотворению «Савось–распуснiк» подготовила учительница 192–й гимназии Анна Слабко. А она в свое время была ученицей Светланы Таранда. Теперь обе здесь со своими учениками. Вот она, наглядная преемственность любви к родной культуре. Если есть Колас, будут и вдохновленные им «каласкi»!

rubleuskaja@sb.by

Советская Белоруссия № 71 (24953). Суббота, 16 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter