Джоконда останется без тайны?

Французский эксперт Жак Франк считает, что смог раскрыть технику письма Леонардо да Винчи и тем самым разгадать тайну загадочной улыбки Джоконды, над которой искусствоведы и ученые всего мира бьются уже пять столетий.

Этот факт подтвердила и знаменитая галерея "Уфицци", официально признав правоту француза. "Народная газета" обратилась к белорусским художникам, чтобы выяснить, можно ли подобное заявление назвать сенсацией.
Суть догадки Жака Франка сводится к тому, что великий мастер выполнил свою Джоконду, используя технику рассеивания (иначе она называется техника сфумато -- от итальянского слова "нечеткий", "размытый"). Манера письма заключалась в том, что с помощью кисти и увеличительно стекла да Винчи делал крохотные мазки во встречных направлениях. При этом размер одного мазка мог достигать 40-й части миллиметра. В течение нескольких лет он покрывал картину все новыми и новыми слоями краски, в результате добившись того, что свет и тени на полотне утратили четкие границы и стали как бы перетекать из одного в другое. Благодаря этому, уверен французский эксперт, выражение лица Джоконды под различными углами визуально "меняется" и создается впечатление, что уголки ее губ то поднимаются, то опускаются.
Белорусский художник и преподаватель кафедры живописи художественного факультета Белорусской академии искусств Александр Ксендзов в свою очередь считает, что говорить о сенсации пока рано:
-- Очевидно, Жак Франк хотел сказать, что Леонардо да Винчи, используя технику сфумато, как бы предвосхитил появление голографии. Лично я так не считаю, ведь подобным способом в разные времена разными художниками были написаны и другие картины, но эффекта стереоскопии в них нет.
Техника рассеивания требует от художника терпения и времени, но благодаря этой методике можно достичь лишь глубины пространства, так как контуры изображаемых предметов становятся мягкими и размытыми -- поэтому сфумато можно использовать в пейзажах, делая их "живыми". Кстати, сам да Винчи неоднократно использовал эту технику в других своих работах, так как являлся непосредственным разработчиком этой техники. Поэтому, по мнению Александра Павловича, к загадочной улыбке Джоконды ключик еще нужно поискать.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter