Джентльмены неудачи…

В  тюрьме  больше  всего  ценится  свобода

В  тюрьме  больше  всего  ценится  свобода

Во все исторические эпохи и в любом обществе были люди, не желающие жить по существующим законам. Для их изоляции и наказания и возводились тюрьмы. В Беларуси одной из старейших является гродненская тюрьма № 1, перестроенная в 1820 году из бывшего иезуитского коллегиума в тюремный замок.

Менялись ее обитатели и  условия содержания. Наряду с отъявленными уголовниками в еще более жестоких условиях содержались «политические». Еще Петр I давал наказ потомкам, что «тюрьма есть ремесло окаянное, и для скорбного дела сего зело истребованы люди твердые, добрые и веселые». Однако гродненский гражданский губернатор Муравьев в своем указании 1834 года явно не опирался на царский наказ, требуя от тюремных смотрителей накладывать ножные кандалы на арестантов даже за легкие проступки. Были и другие варварские приспособления для воздействия на непокорных: цепи, рогатки (особый металлический ошейник с шипами, не позволяющий человеку лечь), стул (тяжелый чурбан с короткой цепью и металлическим ошейником). Пытавшимся бежать и пойманным беглецам вырывали ноздри, клеймили словами «кат» или «вор» на лбу и щеках…

Тюрьма строилась, достраивалась, но никогда больше своего предназначения не меняла. Разные люди в ней наказание отбывали, разные служивые службу несли. Как пишет в своей книге «За тюремной стеной» исследователь старины Вячеслав Лисицын, «с 1863-го по 1866 годы в должности смотрителей Гродненского тюремного замка побывали 10 чиновников. С декабря 1865 года по апрель 1866 смотрителем был некто Пучков, который, похитив казенные деньги, бежал в Москву и был объявлен во всероссийский розыск… В 1891 году по факту покупки недоброкачественных продуктов у гродненских купцов для нужд тюрьмы был обвинен начальник учреждения коллежский асессор Емельянов, который, получив взятку от поставщика, закупил у него гнилое мясо. Оправдывая свой поступок, он подчеркивал, что виной всему явились его финансовые затруднения и полная бесконтрольность»…

Нынешний начальник тюрьмы № 1 полковник внутренней службы Владимир Толочек старается и условия несения службы личному составу улучшить, и сделать более человечным для осужденных режим содержания.

На территории тюрьмы сегодня расположился и следственный изолятор. Случается, что здесь до вынесения судом приговора даже детишки рождаются. Усмешки фортуны: кому на роду написано родиться за границей, кому-то в семье принца, а иному и в тюрьме выпадает доля на свет появиться. Благодаря, конечно, маме…

В четырехместной камере администрация поселила двоих арестанток, им выпало счастье заботиться о судьбе и здоровье малыша, который родился у одной из них. Врач, конечно, также регулярно посещает новорожденного и его мать, но разве хорошее отношение к ребенку даже всех вместе взятых сотрудников спецучреждения заменит ему родительскую любовь, заботу, солнце и свободу? На вопрос о муже молодая женщина ответила, что жили гражданским браком, супруг после ее ареста ни весточки не подал и не посещает… Разве что мать помогает, чем может.

Но далеко не все арестанты и осужденные такие смирные и несчастные, как может показаться. Пока идем с начальником учреждения и сопровождающими сотрудниками из спецназа тюремными коридорами по вызову осужденного в карцер, не перестаю удивляться – сколько сделано и делается собственными силами для благоустройства учреждения. Коридор после ремонта совсем не похож на тюремный. Разве что  навстречу то и дело попадаются люди в форменном обмундировании, как, например, старший инспектор отделения по спецработе кадрового обеспечения старший лейтенант внутренней службы Юрий Крупович. Здесь же начальник тюрьмы Владимир Толочек и начальник отдела исправпроцесса майор Александр Цвирко показали стенд, посвященный ветеранам учреждения. Попутно заглянули и в другие кабинеты, комнату психологической разгрузки, в которой даже стол для игры в бильярд стоит!

Проходя тюремным двориком, начальник учреждения обратил внимание на одинокую березку, выросшую прямо на стене внутренней ограды. Оказалось, ее не убирают специально, в память о расстрелянных на этом месте фашистами. Здесь, у расстрельной стены, приняли смерть от рук гитлеровских палачей свыше тысячи советских граждан.

Сегодня в тюрьме и СИЗО содержится около 800 осужденных и подследственных. На тюремном режиме, как правило, содержатся самые злостные нарушители, люди в большинстве своем неуживчивые и озлобленные на всех и вся, опасные непредсказуемостью поведения, необдуманностью слов и поступков. Все чаще попадают в тюрьму за совершение особо тяжких и общественно опасных преступлений, в том числе за взятки. Тем не менее и в тюрьме каждый человек имеет определенные права. В том числе право на обжалование наказания или высказывание своих претензий, просьб и пожеланий начальнику тюрьмы. Нескольких нарушителей режима содержания мы вместе с начальником учреждения и сотрудниками группы спецназа посетили в карцере. Один проштрафившийся буйствовал и что-то продолжал кричать и после разговора с начальником тюрьмы, настойчиво требуя удовлетворения его требования перевести из одиночки к другим осужденным. «Не хочет понимать человек, — пояснил Владимир Толочек, — что должен изменить свое поведение. Будучи чрезвычайно агрессивным, он даже своих сокамерников настораживает и пугает вспышками непредсказуемой, немотивированной ярости. Никто не желает быть с ним в камере…»                                 

Поэтому и работают в тюрьме два штатных психолога. Один занимается заключенными под стражу обитателями СИЗО, второй — старший психолог капитан Алексей Жлобович – осужденными к тюремному режиму. Он рассказывает, что основные просьбы и жалобы обитателей тюрьмы касаются условий пребывания в камерах, прежде всего замкнутости пространства, ограниченности общения. Это сильно давит на психику. (Что на свободе, да и в колонии, не слишком ценилось, то становится едва ли не самым большим желанием, если не мечтой, в тюрьме – не очередная ли усмешка фортуны над джентльменами неудачи?..)

Как проводят время в тюрьме? Много читают, в том числе и «Рэспублiку», обсуждают события в стране и мире, делятся размышлениями о том, что с ними было, к чему пришли и чего ждут от   собственной жизни. К слову, прессу для осужденных могут выписать родственники.

…Уже через два-три месяца большинство невольников-«первопроходцев» понимают, что попали совсем не в то место, что так возвышает блатная романтика. У многих в часы раздумий проясняется ум, поскольку больше не имеют возможности злоупотреблять спиртным или наркотиками, строить козни против кого бы то ни было, и душа постепенно наполняется воспоминаниями о семье, детях.

Возможно, больше других раскаиваются бывшие чиновники и ответственные должностные лица, попавшиеся на взяточничестве. Хотя они, случается, и немного хорохорятся, придумывают свои версии случившегося с ними, но на прямой вопрос единодушно отвечают — знал бы, ни за что на свете не связывался бы с этим соблазном.

Бывший директор завода, председатель ликвидационной комиссии, распродавал оборудование в счет погашения долга перед бюджетом. Очередной платеж, говорит, взял на выходные домой, чтобы потом, уже в понедельник, вернуть, оприходовать, как и положено, через кассу… Взял, а вернуть не успел. На том и погорел. Итог — шесть лет свободы не видать.

Бывший инспектор таможни рассказал свою историю и на прощание дал дельный совет: «Лучше не брать!» А ведь он тонкий знаток «своего дела». Дважды в год отдыхал на лучших курортах, включая зарубежные. Любил горы и лыжи. Действовал настолько тонко и умно, что и сам уже почти уверовал, что бреши в его ходах и расчетах никому найти не удастся. Сотрудники Комитета государственной безопасности сумели его вычислить среди прочих коллег и доказать обоснованность предъявленных обвинений в суде. Дальше – тюрьма! Со всеми ее «прелестями» и горестями. 

На снимке:  белая береза — живой памятник погибшим у расстрельной стены.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter