Поклонники Евгения Леонова отметили 95-летие со дня рождения артиста

Джентльмен зигзага удачи

Амплуа Евгения Леонова не ограничивалось комедийными ролями

95-летие народного артиста ­СССР Евгения Леонова телеканалы «Культура», «Беларусь 3» и ОНТ отметили большой ретроспективой спектаклей театра «Ленком», показом тематических программ и любимых кинокартин, среди которых «Большая перемена» и «Старший сын». А в предстоящее воскресенье на ОНТ о творческом пути Евгения Павловича расскажет документальный фильм «Я король, дорогие мои!». Также покажут один из лучших фильмов с его участием — «Осенний марафон» Георгия Данелии по сценарию драматурга Александра Володина, кстати, родившегося в Минске.


Первым делом — самолеты

Евгений Леонов родился 2 сентября 1926 года в семье Павла и Анны Леоновых. Он стал их вторым ребенком, брат Николай был старше на два года. Как это часто бывало в ту пору, дружная семья жила в коммунальной квартире. Отец, инженер по профессии, работал на авиазаводе. Мать занималась домашним хозяйством и воспитанием сыновей. «Мама была необыкновенно добрая женщина. Не очень образованная, но она все сердце отдала детям. У нее было нечто такое, что меня, мальчишку, всегда удивляло — она умела рассказывать так, что все смеялись, в квартиру набивалось много-много людей. У нас вечно в доме кто-то жил, ночевал, стелили на полу в наших маленьких двух комнатках», — вспоминал актер.

В школьные годы Леонов занимался в театральном кружке. К началу войны в возрасте 14 лет окончил седьмой класс. По совету родителей устроился учеником токаря на авиазавод, на котором работал его отец (во время войны там трудилась вся семья Леоновых). Осенью 1943-го поступил в Московский авиационный приборостроительный техникум им. С. Орджоникидзе, участвовал в художественной самодеятельности. Однако хотелось большего, поэтому через три года обучения в техникуме решил податься в лицедеи.

Москва слезам верит

На вступительном экзамене на драматическое отделение экспериментальной театральной студии при Московской областной филармонии Леонов прочел рассказы «В купальне» Антона Чехова и «Монтер» Михаила Зощенко, а также стихотворение «В ресторане» Александра Блока. Его приняли, и после окончания учебы в театральной студии Евгений Павлович присоединился к труппе Московского театра Дзержинского района. Через год перешел в Московский драматический театр им.  К. С. Станиславского, где к «молодняку» относились довольно скептически. Тем не менее уже в середине 1950-х годов главный режиссер театра Михаил Яшин назначил Леонова на роль Лариосика в спектакле по пьесе Михаила Булгакова «Дни Турбиных». За ней последовали роли в «Бесприданнице» Островского, «Антигоне» Жана Ануя и других постановках. О Леонове заговорила театральная Москва.

В 1968 году он перешел в Московский академический театр им. В. Маяковского. Там его удачами стали роли в спектаклях «Дети Ванюшина», «Таланты и поклонники», «Человек из Ламанчи». В начале 1970-х актер покинул этот театр из-за конфликта с главрежем Андреем Гончаровым и перешел в театр им. Ленинского комсомола — знаменитый «Ленком», где и служил до конца жизни. Здесь критики отмечают три его работы: Иванов в одно­именной драме, «Вожак» в «Оптимистической трагедии» и Тевье-молочник в «Поминальной молитве». Все три спектакля поставил главный режиссер и худ­рук театра Марк Захаров, с которым Евгений Павлович сразу нашел общий язык.

Ну и ню!

Сниматься в кино Леонов начал с конца 1940-х, но первые роли были в основном эпизодическими. Всесоюзная известность настигла его в 1961 году, когда на экраны вышла лента Владимира Фетина «Полосатый рейс». В ней начинающий комик сыграл буфетчика Глеба Шулейкина, который по воле обстоятельств вынужден выдать себя за опытного дрессировщика хищников. Знаменит фильм еще и тем, что авторы позволили себе «обнаженку» в исполнении Леонова. Его выдающаяся работа в сатирической картине Георгия Данелии «Тридцать три» оказалась в центре скандала и была изъята по распоряжению Михаила Суслова спустя две недели после проката. Кстати, начиная с этого фильма, Евгений Леонов играл во всех без исключения работах Георгия Данелия вплоть до своего ухода в 1994 году.

В «Джентльменах удачи» Александра Серого актер сыграл сразу две главные роли: уголовника-рецидивиста Доцента и добродушного заведующего детским садом товарища Трошкина. Картина возымела огромный успех у зрителя, ее сразу растащили на цитаты. Невозможно представить и «Обыкновенное чудо» Марка Захарова без Короля в исполнении Леонова. Острохарактерным получился и его Бургомистр в фильме «Убить дракона».

Золотой фонд

comp-pro.ru
Евгений Леонов снимался не только в комедиях и сказках. Режиссеры смело доверяли ему и драматические роли. Например, в картине «Донская повесть» по рассказам Михаила Шолохова он воплотил образ донского казака-красногвардейца Якова Шибалка. Впечатленный писатель сказал, что Леонов сыграл не просто вымышленного героя, а настоящего живого человека.

Среди несомненных удач Евгения Леонова — «Зигзаг удачи» Эльдара Рязанова, «Гори, гори, моя звезда…» Александра Митты, «Белорусский вокзал» Андрея Смирнова. Все его герои обаятельные, с неизменной хитрецой, даже если они отрицательные, мы им это прощаем. Леонов играл легко, точно, тонко чувствовал материал, обладал потрясающим чувством юмора. Совсем не голливудская фактура — мешковатая фигура и нос картошкой — не мешали народной любви. «Гонщики», «Большая перемена», «Совсем пропащий», «Премия», «Афоня», «Старший сын», «Легенда о Тиле», «Мимино», «Женитьба», многосерийный телевизионный детектив «И это все о нем…», «Дуэнья» вошли в золотой фонд советского кинематографа. Картина «Кин-дза-дза» с его участием во многом опередила время, раздвинула рамки жанра советского фантастического фильма и позже стала культовой.

Экзистенциальная драма Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре» по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» потребовала от Леонова новых красок: он сыграл серого, малоприятного человека, застегнутого на все пуговицы, которого от комплексов и страхов освобождает только алкоголь. Его Кушак — подлинный герой периода застоя.

Поздние работы Леонова балансировали уже на грани комедии и драмы, откровенного фарса и гротеска. Режиссеры и драматурги все чаще предлагали ему сложный материал. За незатейливым роуд-муви «За спичками» последовали «О бедном гусаре замолвите слово», «Слезы капали», «Дом, который построил Свифт», «Время и семья Конвей», «Паспорт», «Настя» и другие.

ФАКТ

О непреходящей народной любви к Евгению Павловичу свидетельствует то, что даже после его ухода из жизни в разных городах бывшего Советского Союза появилось несколько памятников его героям из кинокартин «Мимино», «Афоня», «Джентльмены удачи». В 2015 году в Москве похитили памятник Евгению Леонову в образе Доцента из фильма «Джентльмены удачи» — злоумышленники хотели сдать его на металлолом. Но через год на том же месте поставили новый.

В ТЕМУ

Когда Евгений Павлович узнал, что сын Андрей тоже хочет стать актером, задался вопросом: «Радуюсь ли я, что ты хочешь стать актером? Радуюсь, это укрепляет наше родство, ибо нет ничего выше духовного братства. Но, сказать по совести, это меня и пугает: труден актерский путь». В итоге Андрей Леонов все же пошел по стопам отца — стал сниматься в кино и играть на сцене «Ленкома».

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter