Александра Кузнецова вся страна узнала в 1988 году

Джек Восьмеркин – не американец

2012-й.
С супругой на Московском кинофестивале

Александра Кузнецова вся страна узнала в 1988 году. Тогда на экраны вышел фильм режиссера Евгения Татарского «Джек Восьмеркин – «американец». Обаятельный артист сыграл главного героя. Прошли годы… Жизнь у самого актера сложилась покруче любого кино! 

– Известно, что в 90-е вы эмигрировали в Америку. Что стало главной причиной отъезда? 

– У меня было несколько важных этапов в жизни. Учился в МАИ (авиационный институт), на четвертом курсе попал в Театр на Таганке – как зритель. Посмотрел «Тартюфа» в постановке Юрия Петровича Любимова. Спектакль настолько меня потряс! Со всей юношеской горячностью я захотел, чтобы мы избавились от Брежневых, Черненко, которые не могут связать двух слов, а управляют почему-то страной и заставляют нас делать одно, думать другое, а говорить третье. Я искренне верил, что смогу изменить Россию. Апогеем стали события 1991 года. Мы с моей тогда супругой Юлией Рутберг ходили на баррикады, активно участвовали в демонстрациях. Помню, как буквально в двухстах метрах от нас погибли три молодых парня… 

Я был убежден, что страна назавтра изменится – вот оно, чего так долго ждали! Но увы… Только вывеску сменили – остальное осталось прежним. Разочарование мое было настолько глубоким, что решил: не хочу больше тратить свою жизнь на бесконечную борьбу с ветряными мельницами. И уехал в Америку.

Мне об этой стране рассказывал Армен Джигарханян, когда мы вместе снимались в фильме «Две стрелы». Армен Борисович восхищен Америкой, считает ее великой страной, говорил мне: «Удивительно кинематографичная страна! 5 утра, не спится, выхожу на перекресток. Напротив негр, широко улыбается и кричит мне, незнакомому человеку: «Гуд монинг, сэр!» Как в кино! Это возможно только в Америке». А вот, кстати, Наталья Гундарева, с которой я тоже снимался, прямо ненавидела Америку: «Пластиковая страна! Пластмассовые улыбки, ничего нет натурального!» Таких мнений я слышал бесконечное количество. Одни любят, другие ненавидят. 

– А чем вы занимались в Америке?

– И в кино снимался – звездой не стал, но честно работал 17 лет среди звезд первой величины, таких как Клинт Иствуд, Николь Кидман, Роберт Дювалл… Грандиозная школа, опыт бесценен!

1986-й. В роли Джека

Занимался частным предпринимательством – компьютерные услуги (это нормально в США – у артистов, помимо кино, есть еще бизнес). Открыл компанию я буквально за час. Через пару дней мне позвонили из агентства, которое занимается поддержкой малого и среднего предпринимательства, пригласили на бесплатные консультации: их задача – помочь новоиспеченным бизнесменам встать на ноги… Что называется, почувствуйте разницу. Когда в 2009-м вернулся в Москву и здесь открыл свое ИП, получил невероятное количество головной боли. Постоянно меняется налоговое законодательство, а если не уследишь, замучают штрафами. Подняли процент отчисления налогов – тут же закрылось около 300 тысяч ИП. Помощи никакой, зато мешают постоянно. 

– Зачем же вы тогда вернулись в Россию, если там так хорошо? Тоска по родине? 

– Я действительно очень скучал по семье, в Москве остались два сына, папа, мама, брат… 

А еще я думал так: вот я набрался американского опыта, понимания технологий, бизнеса… Телефония, компьютерные услуги, программы обеспечения (пригодилось первое образование – авиационный институт) – все это делала моя компания. Теперь-то, наивно полагал я, с высоты своего международного опыта смогу изменить мою родину к лучшему. 

Но снова понял, что мой опыт, мои стремления никому не нужны. 

«Моя – не только квартира, но и дом, город, страна – за все это я несу ответственность» – так считают американцы, и это у них в крови, вот главное отличие американцев от нас, россиян. 

– Вам часто говорили: «Езжай обратно в свою Америку»? 

– Да. Даже пару раз звучало на съемочной площадке от российских коллег, вполне всерьез. Для многих в России это как красная тряпка. «В Америке жил?! Вали обратно!» 

2015-й. На фестивале «Домбайское эхо»

Не думаю, что это зависть. Какое-то человеконенавистничество, которого мне не понять. До этого евреи были виноваты в том, что мы в России плохо живем. Еще раньше – белогвардейцы. Теперь – Америка. Надо ж кого-то обвинять. 

Я искренне люблю Россию. Но считаю: чтобы любить свою страну, не надо быть рабом, позволять манипулировать тобой и твоим сознанием. Надо открыто смотреть на мир, учиться. А еще нельзя отчаиваться, опускать руки. Люди понемногу начинают задумываться – о продуктах питания, о том, что мы должны обеспечить себя, своих детей, внуков качеством жизни здесь и сейчас, а не в необозримом будущем.

Виктория КАТАЕВА.

Советская Белоруссия № 61 (24943). Суббота, 2 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter