Джазом единым

Как–то не по себе становится, когда о джазе говорят, как об одной из составляющих того самого пресловутого шоу–бизнеса...

Как–то не по себе становится, когда о джазе говорят, как об одной из составляющих того самого пресловутого шоу–бизнеса. И о классической музыке так сегодня говорят, и об опере. Но за последние мне не так обидно, как за направление, давшее миру Эллингтона, Рознера и Алексея Козлова. И эти музыканты были новаторами и не чурались экспериментировать со звуком. Но все же кажется мне, что одновременно и охраняли они свое любимое дитя от толпы, еще вчера клявшейся в верности блюзу, а назавтра выпавшей в осадок у ног Пресли. Всеядность хороша, когда разбираешься в том, что ешь, а если лопаешь все подряд, модное и топовое, что тебе подсовывает реклама и о чем кричат таблоиды, то чувство прекрасного притупляется. Джаз надо уметь кушать, смакуя целиком и насыщающие его ингредиенты по отдельности. Тот джаз, родившийся в результате взаимопроникновения африканских и европейских культур, — уж точно. Традиционный джаз — это вам не современный, в который тоже много чего проникло, но уже больше связанного с другими музыками, нежели с какой–либо народностью. Все мы дети галактики, то ли сужающейся, то ли расширяющейся, но хочется иногда тупо посидеть в зале и послушать нечто архаичное, академическое, чтобы тебе так засинкопировали, что аж мурашки рванули б от щиколоток до кончика носа. А эйсид–джаз и я вам слабать смогу, вот только пару ди–джейских вертушек куплю. И ломитесь тогда на мои концерты, когда я отправлюсь в тур по Беларуси. Кстати, о джазе в Беларуси. Не о том, что был когда–то, а о нынешнем. Задумал я влезть в тела различных людей и с помощью их рецепторов дать вам ощущение того, с чем современный белорусский джаз и джаз, привозимый в страну из–за границ, теперь хлебают...


Критик


Мы укладываемся в показатели, когда джаз составляет процентов 5 от общего числа всех музыкальных течений, которые имеют место в той или иной стране. Уровень белорусского джаза я оцениваю как вполне нормальный, а своими ведущими именами он реально может тягаться с европейскими музыкантами. Есть прекрасный коллектив «Дилижанс–Jazz», исполняющий каверы и стандарты, в меньшей степени играющий что–то свое. 35 лет отметит в следующем году диксиленд Renaissance, специализирующийся на музыке 20 — 30–х и раннем свинге, но в собственной аранжировке. Вокальная группа «Камерата» включает в программы много джазовых элементов. Из молодых отлично работает Саша Липницкий со студенческим бигбэндом Symphonic Drive Orchestra, сформированным на базе Минского государственного музыкального училища имени Глинки. The Outsiders исполняют неплохой мейнстрим. В Гродно хорош бигбэнд, которым руководит Борис Мягков. Конечно, Apple Tea — первопроходцы во всем, понюхавшие сцены десятков международных фестивалей. Участники группы были соорганизаторами проекта «Джазовый мост»: в его рамках выступали всяческие зарубежные знаменитости. Из фестивалей еще отмечу, естественно, тот, который проводит Михаил Яковлевич Финберг. Раз в два года проходят конкурс эстрадно–джазовой музыки «Пружанский блюз» и на базе солигорской детской школы искусств фестиваль детского джаза Jazz Time. Серии столичных клубных концертов JazzСреда, «Джаз–караван», фест «Гродно Джаз», случаются дни польского, швейцарского, австрийского джаза. Белгосфилармония устраивает концерты. Движуха есть. Не хватает каких–то «мелочей», чтобы укрупнить ее, по–хорошему заорганизовать. К сожалению, у нас до сих пор нет целенаправленной системы подготовки музыкантов, играющих поп. Года три назад была попытка создать при Союзе музыкальных деятелей джазовую ассоциацию — музыканты заинтересованы в ней. Даже провели собрание, но юридически так никто ничего и не оформил. И жаль, что больше не выходит единственный в стране журнал о джазе «Джаз–квадрат».


А всем консерваторам, скучающим по временам расцвета бибопа, страдающим оттого, что джаз превратился из элитарного в массовое искусство, я напомню фразу одного философа, звучащую приблизительно так: «Уж лучше массовая культура, чем массовое бескультурье».


Артист


В Беларуси современный джаз выглядит так, как и во всем остальном свете. Чисто джазовой молодежи мало, постоянно идет смешение различных музыкальных течений, но это общемировая тенденция, когда уже непонятно, что называть джазом. Понятно, что поклонники традиционного джаза, слушая сегодняшний, морщатся, когда вдруг саксофонное соло переходит в усыпляющий лаунж. Или вообще во что–то кислотно–электронное, или же в замороченный авангард (его, кстати, и не так уж много в нашей стране). Однако уже нельзя причислять такие номера к чему–то сногсшибательному. Микширование стилей, в том числе и в джазе, началось давно: фанк переходит в фолк, свинг сменяется гитарными запилами. Chiefs Band, CherryVata, Akana–NHS — коллективы, различающиеся своей музыкой, но подход у них именно тот, о котором я говорю. Но если кому–то он не нравится, то, на мой взгляд, это лучше, чем в миллионный раз переигрывать стандарты. Я за авторскую музыку, вот ее–то и много в современном джазе. А в «филармоническом» в последние годы мало что запоминающегося сочинено, при том, что тиражи джазовых пластинок растут, но прежде всего за счет альбомов, где как раз и происходит скрещивание этого жанра с другими. Он влияет на них и они на него.


Что касается клубов, то в Минске джаз можно послушать в «Граффити», «Лисьей норе», в баре «Койот». Есть «Джаз–клуб Евгения Владимирова», специфичное место, в котором выступают и очень известные иностранные исполнители, и те, о которых знает только сам Евгений.


В целом же с джазом XXI века у нас все обстоит так — музыканты вроде есть, но нет какого–то концепта, мощного кулака, все как–то разрозненно. И еще такая вещь: в джазе важно общение, обмен опытом, а набирать его можно, выезжая на фестивали, на учебу в другие страны. А многие наши с оговорками джазмены продолжают смотреть его по телевизору, а по «ящику» и пластинкам невозможно научиться играть. Можно приобрести навык — как кого–то «снимать».


Зритель–журналист


Побывал я недавно на минском выступлении Эла Джерро. На восьмикратного обладателя премии «Грэмми» публика собралась в приподнятом настроении и очень разная. И по возрасту, и по имиджу. Как, к примеру, совсем молодые ребята, по виду музыканты, которые в фойе что–то увлеченно рассказывали друг другу, жестикулируя и в подтверждение неких тезисов подыгрывая губами на воображаемых инструментах. Прямо как маэстро, на состоявшейся за день до концерта пресс–конференции проведший мастер–класс для журналистов. Джерро шутил, сиял улыбкой и пальцами проходился по клапанам видимого только ему саксофона, напевая мелодии. На мой вопрос, что происходит с современным западным джазом, звезда разразилась обстоятельным ответом, в основном подтвердив то, о чем Критик и Артист сказали выше. (И немудрено, если знать, что сам Эл с удовольствием исполняет разную музыку, компилируя джаз даже с... рэпом.) Окончив речь, гуру испросил моего мнения на сей счет и, услышав, что я разделяю его взгляды, тут же назвал меня политиком.


Свое «политическое» кредо музыкант изложил со сцены филармонии. Одетый в рубаху и с шапчонкой на голове (инструменталисты, отменные профессионалы, его ансамбля тоже выглядели пестро–демократично), в паузах между песнями он охотно общался с публикой, что–то говорил про Минск и Беларусь и просто веселился. Зрители реагировали на перформанс смехом, цветами, вступая и в диалог: с балкона один из фанатов стал громко выказывать артисту свое восхищение, на что тот признал в нем своего «брата». Ближе к концу действа они и вовсе организовали хоровое вокалирование, а в финале устроили продолжительную бисовку. Атмосфера напоминала теплые посиделки — живые, без напряга, как будто один из гостей вдруг решил развлечь присутствующих музыкальным соло. Оригинальный, энергичный вокал, ритмичные мелодии, умилительно–уморительная мимика и набор фирменных композиций — You Don’t See Me, Better Than Anything, Boogie Down, Cold Duck... 71–летний мастер кроссовера, актерище и свой парень устроил настоящий сейшен для всех пришедших! Спасибо всем тем, кто организовал для минчан этот праздник!


Спасибо! И организаторам, и богу популярного американского джаза, и джазу белорусскому. Но чего–то в этой статье не хватает, завершающего аккорда какого–то... Промоутерской позиции! Не дока я в том, насколько отличаются наши дороги от российских, но с некоторыми местными промоутерами точно что–то не так, это я вам говорю, «побывавший» еще и в сей шкуре...


Промоутер


Что вам сказать о белорусском джазе... Вы лучше напишите о моем клубе... Тогда давайте ваш материал проиллюстрируем фотографией: на ней я рядом с известным американским джазменом...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter