Джаз от Москвы до Нарочи

Композитор Денис Бриль представляет известную династию музыкантов...

Композитор Денис Бриль представляет известную династию музыкантов, а также является художественным руководителем клуба Brilliant Jazz Club — локомотива всего постсоветского джазового движения. Произведения Бриля исполняют ансамбль «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова и знаменитая «Мелодия» под руководством Георгия Гараняна. Денис Валерьевич приехал в Беларусь по делам, занимаясь приятными хлопотами, связанными с приобретением земельного участка на Нарочи. Тенденция, однако: нравится москвичам отдыхать от душного мегаполиса на наших озерах. Заодно Денис, конечно же, и музыкальную почву мечтает прощупать: чем сегодня дышит белорусский джаз, с кем из инструменталистов можно уже в самое скорейшее время наладить сотрудничество.


— Несколько раз приезжали в Беларусь летом на отдых. Семье здесь очень понравилось. Решили приобрести участок земли. С точки зрения цен и экологии — с московскими реалиями ваши несопоставимы. Когда похвастался перед друзьями — многие позавидовали. Особенно Андрей Макаревич, большой ценитель здешних мест, где всегда можно отдохнуть душой.


— С кем–то конкретно из наших музыкантов будете встречаться?


— Если обоснуемся здесь, в будущем сам Бог велел этим заняться. Тем более что предложения о сотрудничестве от ваших джазменов поступали неоднократно, просто пока не складывалось.


— Ваши произведения исполняют «Виртуозы Москвы» Владимира Спивакова. В Минске, как и во многих других городах, Владимир Теодорович проводит свой музыкальный фестиваль. Попросите его включить в программу что–нибудь из ваших произведений, это поспособствует знакомству с минской публикой.


— Только джазовые музыканты в любой момент могут исполнить любой наш стандарт. А симфонический оркестр, если он не репетировал, джазовое произведение сыграть не сможет. Там ведь в чем суть? К оркестру добавляется ритм–группа. Везти из Москвы в Минск ритм–группу ради исполнения одного или двух произведений, по–моему, просто экономически невыгодно. Другое дело, пригласить к участию в таком проекте ваших джазистов. Этим я и собираюсь заняться в ближайшее время.


— Чем дышит сегодня ваш Brilliant Jazz Club?


— Делаем проекты на границах музыкальных направлений. Сочетаем джаз со старинным русским романсом, музыкой для дискотек, этническими вещами, выпускаем диски, проводим концерты. В наших программах участвуют Алексей Козлов, Даниил Крамер, Анатолий Кролл — первые лица того, еще советского джаза. Эммануил Виторган начитал пластинку поэзии, положенной на музыку. У нас есть своя видеостудия, где мы выпускаем фильмы о путешествиях нашего клуба.


— Путь смешения жанров — единственная возможность для джаза быть интересным публике? В чистом виде он ее уже не интересует?


— Все не так плохо. У джаза есть аудитория, и немаленькая. Но, к сожалению, количество наших поклонников из года в год не растет. В СССР в определенный момент власть стала популяризировать джаз, действуя по принципу «Если не можешь остановить — возглавь». Был период, когда нашему жанру очень во многом помогало государство. И люди, жизнь которых попала на этот период, на сегодняшний день и составляют костяк нашей аудитории. Хотя джаз развивается. Приходят молодые музыканты. Вижу это по «Гнесинке», где джазовый факультет возглавляет мой дядя Игорь Бриль. Есть достаточное количество учебников. Кстати, похвалюсь. Учебник, по которому преподают джаз во всем мире, — авторства Игоря Михайловича. Он издан на 17 языках. А вторую «матчасть» — по джазовой импровизации — составил друг нашей семьи Георгий Гаранян.


— Как вы объясняете, почему у вас столько музыкантов в семье?


— До Игоря Михайловича их, кстати, в роду не было, но все действительно играли на каких–то инструментах. Мы серьезно исследовали свою родословную. Так случилось, что в XIX веке одного из членов нашей семьи подозревали в убийстве. Поэтому очень долгое время за ним следили, и в полицейских архивах Киева мы обнаружили совершенно фантастические материалы о семье. Теперь знаем, что Брили играли всегда и на различных инструментах.


Живем в центре Москвы, в доме огромная коллекция музыкальных инструментов. И каждые выходные проводим домашние концерты.


— Соседи не против?


— Они тоже с удовольствием приходят на наши вечера.


— Вы ведь еще и начальник управления внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства России. Как в вас уживаются музыкант и чиновник?


— Никакого противоречия нет. Просто все можно делать творчески. Даже отчет или деловое письмо на банальную тему можно составить красиво.


— Тем не менее в одном из интервью вы говорите, что «джазовое поведение в жизни не всегда хорошо». Когда человек непредсказуем, непоследователен, что славянскому характеру свойственно, это к хорошему результату не приведет.


— Во всем должны быть границы. И в жизни, и в музыке. Для меня самое интересное в джазе — это разговор музыкантов. Когда на сцене присутствует несколько мэтров и они пытаются общаться друг с другом через музыкальные инструменты. На мой взгляд, это верхнее выражение музыкальной идеологии. А когда инструменталисты пытаются солировать, не обращая внимания на остальных, — это уже некрасиво.


— Верите, что талант передается по наследству? Вот вы сотрудничаете с французским гитаристом Фредириком Белинским, потомком самого Виссариона Белинского.


— Я считаю, что в этом вопросе нет закономерности. Есть случаи, когда передается, а есть — когда нет. Можно прожить жизнь и не узнать, что ты в чем–то талантлив.


— Дарование лучше раскрывается при благоприятных бытовых обстоятельствах или вопреки им?


— Конечно, при благополучных. Если в музыкальной или артистической семье рождается талантливый ребенок, его дар сразу становится заметным, потому что есть атмосфера. И родители знают уже, как этот росток поддержать.


Мои дети не ходят в музыкальную школу. Но когда Даниил Крамер раз в месяц посидит с ними за роялем, это не сравнится с тем, что они могли получить бы в обычной школе. Да, это частные обстоятельства. Но они помогают лучше проявить себя.


— Денис, а ведь сколько есть талантливых детей, к которым не приходит на дом Даниил Крамер. И Гаранян со Спиваковым — не друзья семьи. И этих ребят не видят, не слышат и не услышат никогда.


— А я это очень хорошо понимаю, поэтому являюсь активным участником двух фондов — «Новые имена» и «Фонд Владимира Спивакова». Идеи этих организаций просты: дать шанс реализоваться детям из разных семей. И с гордостью говорю, что такие возможности благодаря нашим фондам получили тысячи! В том числе и юные таланты из Беларуси. У нас все концерты клуба начинаются с детского сета. Это часть нашей деятельности и наша святая обязанность.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter