Во что обойдется создание идеальной атмосферы в доме

Дышите глубже

Воздух в городах далек от идеала — факт. Выбросы производств, выхлопные газы транспорта, недостаток зелени определенно играют против здоровья человека. Однако немногие задумываются о том, чем мы дышим в квартирах и офисах. К чему может привести недостаточное проветривание, в чем проблема стеклопакетов и есть ли смысл покупать дорогостоящие очистители воздуха, разбирались корреспонденты «НГ».

pixabay.com

Пора менять обстановку

Помните фразу «взять из воздуха»? Для специалистов Витебского зонального центра гигиены и эпидемиологии это звучит буквально. Брать пробы воздуха в помещениях — их работа. Корреспонденты «НГ» напросились на обследование вместе с медиками. 

Прежде чем узнать, что мы вдыхаем, специалисты посвящают в тонкости законодательства. Заявиться в учреждение или на предприятие без причины сегодня нельзя — только по составленному заранее плану-графику или обращению. На этот раз журналистам идут навстречу и соглашаются провести замеры в общественном месте и частном жилье. Первый адрес — парикмахерская № 20 ОАО «Мир услуг Плюс» в молодежном микрорайоне Билево. Здесь уже ждут и вполне дружелюбны. У нас два зала — мужской и женский, поток клиентов солидный, по ходу дела комментирует Светлана Латышева, начальник отдела парикмахерских услуг:

— Просторно, светло, все проветриваем вовремя. Чувствуете, воздух свежий, разве что с легкой «профессиональной» ноткой лака для волос? Хочется знать, в норме ли у нас концентрация фенола и формальдегида. Парикмахерская новая, как и мебель, которая здесь стоит. Пишут, что в процессе эксплуатации ДСП, МДФ могут грешить выделениями опасных веществ. 

В процесс включается фельдшер-лаборант Светлана Горбачева и ее волшебный чемоданчик. В нем — аспиратор, незаменимый для отбора проб на фенол, формальдегид, ацетальдегид… Словом, вещества, вредные и даже опасные для здоровья. В руках Светланы Михайловны — поглотители со специальным раствором. Внимательно следим за операцией, которая длится более получаса. Дальше пробы попадут в лабораторию, уточняет Светлана Горбачева:

— Добавим в них реактивы. Определить содержание фенола поможет фотометрический прибор. С формальдегидом сложнее — придется на полчаса поставить его на водяную баню. 

Специалисты Витебского зонального центра гигиены и эпидемиологии делают контрольный замер воздуха.

Забегая вперед, скажем: никаких превышений в парикмахерской не обнаружили. Содержание фенола и формальдегида в пределах установленных норм: 1,2 и 12,5 микрограмма на метр кубический соответственно. Совсем другая картина в старенькой пятиэтажке в центре города. Специалистов вызвал 28-летний хозяин двушки. Брали квартиру с обстановкой, выложили все накопления, поэтому выкинуть мебель единым махом не вариант, делится витебчанин:

— Если придется, что ж, здоровье дороже… Запах старости, прелости, видавших виды пыльных обоев — все это, кажется, просто впиталось в атмосферу. А может, это просто наша с женой мнительность?

Супруга подхватывает:

— У нас маленький ребенок. Пока живем на съеме, но Новый год собирались встретить в своем гнездышке. Если хотите, замеры — это спасение от стресса. Сделаем и будем спать спокойно. 

Специалисты центра гигиены и эпидемиологии берут пробы. Для чистоты эксперимента повторяют замеры, когда мебель вынесена из комнаты. Новости неутешительные. Молодой семье придется сменить обстановку — уровень химических веществ заметно превышен. 

Единственный способ избежать подобных проблем — покупать качественные изделия и обязательно требовать сертификаты, сохранять чеки. Иначе как определить, из каких материалов мебель, игрушки, предметы интерьера?.. Элементарные, казалось бы, правила уберегут от проблем, потраченных нервов и разбирательств в суде. 

Есть такое понятие, как амортизация. Старой мебели это тоже касается, говорит Алеся Рагозик, заведующая отделением коммунальной гигиены:

— Как только нарушается целостность покрытия, фенол и формальдегид попадают в воздух. Это естественные химические реакции. Поэтому жалобами и на новую, и на приобретенную с рук мебель нас не удивишь. Впрочем, есть и нетривиальные эпизоды. 

Например, история о пожилой витебчанке, которую измучили головные боли. От сына-художника у нее остались не только картины, но и открытые краски, во всю выделявшие фенол и формальдегид. Превышение зафиксировали, но вот источник зол определили не сразу. Бабушка попросту забыла про стоявший на антресолях «скарб»… 

Отдельный разговор — срочные выезды на адрес, где только что разбили термометр. Испарение ртутных паров идет медленно, а действовать нужно оперативно, продолжает собеседница:

— Если ртуть попала в щели паркета, в мебель, то она может испаряться годами, нанося существенный вред здоровью. Пары этого металла ядовиты, токсичны для организма. Они могут спровоцировать тяжелые заболевания. 

Как тут не вспомнить безумного шляпника из «Алисы в Стране чудес»? Кстати, персонаж навеян отнюдь не фольклором, а суровыми реалиями. В XVIII—XIX веках в Англии было расхожим выражение «ненормальный, как шляпник». При производстве шляп использовали соли ртути, которыми обрабатывали войлок.

Однажды в Витебский зональный центр гигиены и эпидемиологии пришел многодетный отец, на лице которого читался настоящий ужас. Их старенькая бабушка умудрилась разбить сразу четыре ртутных градусника — дрожали руки. Буквально в течение часа удалось организовать проведение замеров, согласовав выезд и работу лаборатории. Содержание ртути в воздухе в три раза (!) превышало норму. Вслед за специалистами центра в квартире побывали работники МЧС — для демеркуризации.

Чтобы проверить, есть ли споры плесени в воздухе, заглядываем к Анне Сорокиной на проспект Фрунзе. Анной Степановной руководит не праздный интерес: у нее разыгралась астма. Связано ли это с грибком — вот в чем вопрос. Фельдшер-лаборант Сергей Парчинский достает аспиратор ПУ-1Б, после забора помещает пробу в специальную сумку-холодильник. Это гарантирует защиту от пыли и терморегуляцию. Анализ требует времени, уточняет собеседник:

— По методике таких замеров должно быть три, с интервалом не менее месяца. Важно знать, что нормируется содержание плесневых грибков в воздухе только жилых помещений, исключая балкон, ванную, кухню, коридор. 

Плесень появляется зачастую из-за нарушений воздухообмена. В чем нередко виноваты сами же хозяева. Например, когда упорно отказываются проветривать помещения и создают для грибков идеальные условия — тепло и влажность. Распространенная и неверная практика — установка кухонных вытяжек через вентиляционный канал. Бывало, что жильцы и вовсе заклеивали каналы скотчем. Уверяли, дует… 

Плесень тоже может быть невидимой. Выявить споры в воздухе помогает профессиональный аспиратор.

Химическая атака

— Ламинат, обои из винилхлорида, натяжные потолки и стеклопакеты — мы со всех сторон окружили себя материалами, которые могут выделять формальдегид. Не говоря о мебели из ДСП и предметах повседневного пользования из пластика вроде посуды или детских игрушек. Но парадокс в том, что именно эти материалы прочные, практичные и недорогие. Возьмем, к примеру, те же стеклопакеты. Они абсолютно безопасны, если не нарушать правила эксплуатации и не забывать проветривать помещения, — говорит Руслан Богданов, заведующий лабораторией промышленной токсикологии РУП «Научно-практический центр гигиены». 

В чем опасность формальдегида? Он вреден в первую очередь для слизистых и кожных покровов и может вызывать как раздражение и аллергию, так и проблемы со сном, вялость, головную боль. Кроме того, Всемирная организация здравоохранения включила его в список канцерогенов, постоянный контакт с которыми повышает вероятность заболевания раком.

Осторожными стоит быть и хозяйкам, любящим наводить в доме чистоту и при этом слишком активно использующим бытовую химию. Стиральные и чистящие порошки, средства для мытья стекол и полировки мебели, всевозможные гели для посуды и сантехники могут превратиться из помощников по уборке в самый настоящий яд. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на состав средств. Аммиак, хлор, фосфаты, фенол и крезол, тот же формальдегид — во время уборки все это оказывается в воздухе, а значит, и в наших легких. Золотое правило — убирать дом нужно с открытыми форточками, а после хорошенько проветривать помещения. В нашей стране известны случаи, когда, увлекшись наведением идеальной чистоты, дамы попадали в токсикологическое отделение.

Не секрет, что потенциально опасными могут быть и всеми любимые освежители воздуха. «Свежесть» этих средств заключается в том, что неприятные запахи в помещении они перебивают более сильными химическими ароматами, которые сами по себе не идут на пользу организму. Но главное, вместе с ними в воздух попадают и другие токсичные вещества. В Центре по вопросам здоровья и охраны окружающей среды Калифорнийского университета установили, что терпены (лимонен, пинен и т. д.), входящие в состав большинства освежителей, довольно токсичны. Взаимодействуя с озоном в воздухе, они создают ряд вторичных загрязнителей, таких как твердые мелкодисперсные частицы. При каждом распылении аэрозольного освежителя в воздух попадают и формальдегиды. Даже безобидные на первый взгляд эфирные масла, которые нагревают в аромалампах, могут вызвать раздражение или аллергию. 

Рисунок Олега Попова

Глоток чистой коммерции

Что же предлагает торговля для создания здоровой атмосферы в доме, автомобиле, да и в любом помещении? Прежде всего есть очистители и мойки воздуха. Да-да, ящики, заправленные водой, буквально засасывают в себя весь воздух, пропускают его через смоченный водой барабан (почти как в стиральной машине) и выпускают обратно. Чистый, увлажненный, заряженный отрицательными ионами и пахнущий морским бризом или горной свежестью, разумеется. Агрегат с таким набором функций стоит, конечно, недешево (от 500 и до нескольких тысяч рублей). Но ведь и мыть нужно не одежду или посуду, а сам воздух! 

Врачи и ученые к однозначному мнению по поводу моек воздуха не пришли. С одной стороны, они действительно очищают воздух от пыли и делают его влажным. Вместе с тем требуют постоянного тщательного ухода, и если этим пренебречь, мойка начнет выдувать всю грязь обратно. К тому же эта система работает только с тем воздухом, который уже находится в помещении, а значит, количество кислорода и углекислого газа остается в нем неизменным. Но именно их соотношение делает воздух по-настоящему свежим, а не влага или отрицательно заряженные ионы. 

Гораздо эффективнее, считают эксперты, установить в помещении портативный приточно-отточный вентилятор с функцией рекуперации. Принцип действия заключается в том, что он забирает воздух с улицы, пропускает его через фильтры и нагревает. В то же время идет и обратное движение «отработанного» воздуха на улицу. Такая умная вентиляция предусмотрена уже в наших энерго­сберегающих домах. 

Гаджет попроще — увлажнитель воздуха (от 30 рублей). Суть проста: прибор периодично распыляет воду в помещении. 

— Пользуюсь таким лет десять, — признается доктор медицинских наук, профессор кафедры пульманологии и фтизиатрии Бел МАПО Валентин Коровкин. — Оптимальная влажность воздуха для человека — 40—60%. Но зимой из-за батарей и кондиционеров воздух в помещениях пересушен, поэтому дополнительная влага ему не повредит. 

Врач говорит, что на ситуацию с микроклиматом в помещениях нужно смотреть трезво. 

— То, что существует в природе, искусственно в комнате создать невозможно, — уверен Валентин Сергеевич и приводит пример: — Как-то я отдыхал в санатории и мне предложили дышать «горным воздухом» с помощью какого-то новомодного аппарата. После первого же посещения от процедур пришлось отказаться и сообщить местным врачам, что их «горный воздух» отдает резиной! 

Полно в продаже устройств, которые синтезируют озон (от 130 рублей) и по заверениям производителей обеззараживают воздух. Но ни одного научного доказательства, что бытовые озонаторы благотворно влияют на качество воздуха, пока нет. Да, они способны поглотить неприятные запахи. Но против угарного газа или формальдегида эти штучки бессильны. Кроме того, озон в переизбытке может испортить растения в доме и вызвать у них хлороз. 

Медицинский центр университета Дьюка (США) доказал, что вдыхание большого количества озона и вовсе ослабляет иммунитет, а у астматиков и аллергиков обостряет симптомы болезни. Если в воздухе помимо озона будут находиться и другие примеси, то это гремучее соединение может преобразоваться в токсичные и опасные вещества. 

— Кто сказал, что озон в чистом виде необходим человеку? Все нужное для организма можно взять у природы, — говорит Валентин Коровкин. — Хотите заряд бодрости — погуляйте в парке, а лучше отправляйтесь в лес. 

А что же полюбившиеся многим кондиционеры? На качество воздуха они никак не влияют, потому что используются для поддержания температуры, а не воздухообмена. Фактически они пропускают через себя воздух, который уже есть в помещении, делая его теплее или холоднее. 

Не перекрывать кислород

Эксперты из Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья, говоря о факторах, которые влияют на воздух в закрытых помещениях, в первую очередь обращают внимание на физиологические процессы жизнедеятельности организма человека, дыхания, выделения пота. 

Вялость, потеря концентрации, головная боль — мы привыкли списывать эти симптомы на недостаток кислорода в зданиях. Но на деле хуже мы себя чувствуем от переизбытка углекислого газа, который сами же и производим — выдыхаем. 

В Беларуси норм, которые регулировали бы концентрацию СО2 в помещениях, пока нет. Но за рубежом эта тема давно у всех на слуху. Даже в соседних России и Украине приняли соответствующий стандарт: количество СО2 не должно превышать 0,1% (1000 ррm). Для сравнения: концентрация углекислого газа на улице около 400 ppm. 

Именно поэтому так важно контролировать уровень СО2 в помещениях. Профессиональные приборы для его измерения недешевы. Позволить их себе могут немногие. Однако есть несколько компаний в стране, которые берутся такие анализы сделать бесплатно. 

Экоактивист Павел Ковшель решил узнать, чем дышит сам, когда находится дома и в офисе. Компания предоставила парню профессиональный прибор для измерения СО2, сделанный в Дании. На работе ситуация порадовала: все в пределах нормы. 

— Правда, нужно учесть, что в течение дня мы с коллегами держим окно приоткрытым. Стоит захлопнуть его на час, как уровень СО2 тут же подпрыгивает в несколько раз. Неудивительно: нас трое, а кабинет совсем небольшой. 

А вот в квартире у Павла со свежим воздухом дела обстоят не так гладко. 

— Дома семья, маленький ребенок, его всегда боишься застудить, поэтому лишний раз окно не открываешь. Но главная проблема — тепло, которое буквально «улетает в форточку» во время проветривания зимой. В итоге уровень углекислого газа в квартире — 1100—1200 ppm. Выше рекомендуемой нормы. И это с учетом того, что окна, пусть и ненадолго, открываются каждый день, а в остальное время находятся в режиме микропроветривания. Получается замкнутый круг: и открыть нельзя, а с закрытыми дышать нечем. Всерьез задумываюсь установить в квартире приточно-вытяжные вентиляторы, которые уже давно используют в Европе. Дороговато, конечно, но здоровье ребенка важнее.

Александр Передков, заместитель главного врача Витебского зонального ЦГиЭ говорит, что к ним практически не обращаются для проведения замеров концентрации в воздухе СО2. В то же время такие измерители сегодня можно заказать в интернете: «Они имеют право на жизнь. Но стоит помнить, что достоверность показаний любого прибора определяет аккредитация или поверка. Детские сады, школы, поликлиники — везде проводятся проветривания помещений в течение дня. И это самый действенный и простой способ разобраться с углекислым газом».

ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ

Качество воздуха в помещении зависит не только от внутренних факторов, но и от внешних. 

— В Беларуси разработаны гигиенические нормативы для более чем 2 тысяч веществ, загрязняющих атмосферный воздух населенных пунктов. Производственные выбросы подлежат лабораторному контролю, а жилые кварталы всегда отделяются от заводов, фабрик и автомагистралей санитарно-защитными зонами еще на этапе застройки. Кроме того, на производствах действуют дополнительные меры по защите окружающей среды от токсичных выбросов (от газоочистного оборудования до поднятия или опущения трубы), — рассказала старший научный сотрудник лаборатории факторов среды обитания и технологий анализа рисков здоровью РУП «Научно-практический центр гигиены» Инна Просвирякова. 

Говоря о загрязнениях воздуха в помещениях, которые поступают извне, многие подразумевают твердые мелкодисперсные частицы тяжелых металлов или других материалов. Их опасность прежде всего в том, что крошечный размер позволяет им без труда попасть в организм. Так, частицы величиной в 10 микрон проникают через слизистый барьер и могут достигать нижних отделов легких, а величиной в 2,5 микрона проникают в кровоток и другие органы. Маленький размер частиц опасен еще и потому, что они долгое время находятся во взвешенном состоянии (от пары дней до нескольких недель), а это увеличивает шанс, что человек их вдохнет: 

— С 2004 года в Беларуси установлены предельно допустимые концентрации для твердых частиц дисперсностью 10 и 2,5 микрон, значения которых соответствуют рекомендациям Всемирной организации здравоохранения. Есть стационарные посты Белгидромета, которые фиксируют количество таких частиц в воздухе в режиме онлайн и держат ситуацию под контролем. 

БУДЬ В КУРСЕ 

Больной человек чихнул. Инфекционное ядро в капле висит в воздухе часа два и потом падает на пол. Микобактерия в нем настолько устойчива, что ее не убивает даже рентгеновское облучение. В итоге ядро снова может взмыть в воздух с пылью. Чем суше воздух, тем большая вероятность, что это произойдет. И так много раз до тех пор, пока не окажется в организме.

infong@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter