Дышите глубже?

Кое–что о неприятных запахах

Кое–что о неприятных запахах


Августовская жара, километры пути в машине или автобусе, таможня — и вот вам: неприятное «амбре» вместо «Добро пожаловать!», вонь взамен освежающего глотка воды и контрастного душа. «Аромат», скажу вам, еще тот. В ответ на вопрос: «А что это у вас тут в Бресте за запахи?» — таможенники и пограничники даже не улыбаются. Устали рассказывать, что да как. Пункт пропуска «Варшавский мост» — современный комплекс из стекла и бетона — окутан зловонием сутками. Ночью смрад невыносим. Он легко преодолевает километры и достигает квартир в центре Бреста. Меняется роза ветров — вынуждены закрывать форточки жители микрорайонов Южный и Ковалево. О том, каково в домах по Ковельскому шоссе и присоединенных к городу Волынки и Аркадии, лучше не спрашивать.


Такая ситуация в Бресте уже которое лето. Нынешний жаркий август проблему обострил.


— Звонят нам, в санстанцию, возмущаются, — не скрывает начальник Брестской горрайинспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды Петр Брыш. — И у меня в кабинете пахнет...


Источник неприятного запаха — очистные сооружения. Их построили 35 лет назад. Разместили почему–то в пойме Западного Буга, на самой границе с Польшей. Надеялись, что смрад будет улетучиваться за приграничную полосу? Хотя какой тут «замысел», скорее всего, обычное недомыслие.


Брест рос, появились новые предприятия, а очистные оставались прежними. Экологическая обстановка в зоне расположения иловых прудов не на шутку встревожила западных экологов.


В 2002 году Минприроды совместно с агентством охраны окружающей среды Дании и Национальным фондом охраны окружающей среды и водного хозяйства Польши разработал международный проект «Снижение угрозы для окружающей среды от аккумулируемого канализационного ила на городских очистных сооружениях в Бресте».


Беларусь получила грант. Датская сторона поставила, смонтировала, наладила и ввела в эксплуатацию две линии фильтр–прессов (установки по обезвоживанию осадков). В сентябре минувшего года введена в строй площадка для захоронения осадка очистных сооружений. Сейчас ведутся переговоры с потенциальными партнерами по приобретению еще одного фильтр–пресса.


Но запах–то остался!


— Это только первый этап реконструкции. Зловоние исчезнет тогда, когда под Брестом появится механико–биологическая установка по обработке 100 тысяч тонн твердых бытовых отходов и 370 тысяч кубов иловых осадков сточных вод в год, — объяснил Петр Брыш. — Из продуктов гниения завод будет вырабатывать полезную энергию.


Вопрос о строительстве в Бресте мусороперерабатывающего завода прорабатывался 4 года. Наконец в июне был подписан контракт на строительство первой очереди. Сооружения, в которых будут перерабатываться стоки, избавят город от зловония. Завод же планируется ввести в строй к концу 2009 — началу 2010 года. Разработчики заверяют, что он не станет очередной экологической бомбой на границе: здесь будут установлены фильтры для очистки воздуха, которые исключат попадание вредных веществ в атмосферу.


Дорогостоящую реконструкцию очистных сооружений в Бресте должны завершить к 2014 году. Вот тогда, похоже, и можно будет сказать: сделано все, чтобы вода, сбрасываемая в Западный Буг, была максимально чистой, а въезжающим в Беларусь туристам не пришлось доставать из сумок носовые платки и прикрывать ими нос.


А пока приходится терпеть. Брестчане о проблемах и перспективах их решения в курсе, хотя и жалуются регулярно (воняет же!). Вот только как все это объяснить иностранным туристам, которые едут к нам сегодня? Может, стоит взять пример с дорожников и установить таблички с извинениями за «временные неудобства»?


Кстати


Уже построены очистные сооружения в Ляховичах, Белоозерске. Проведена реконструкция в Малорите, идет в Пинске, новые сооружения создаются в Высоком. Болезненный вопрос — строительство локальных очистных сооружений для предприятий мясо–молочной промышленности. Кроме того, на Брестчине — около 110 выпусков ливневой канализации, и только каждый девятый имеет очистные сооружения. Проблемы есть также с поддержанием в нормальном состоянии очистных сооружений в сельской местности.


* * *


Неудовлетворительное состояние очистных сооружений в Березе дважды — летом 2006 и 2008 года — становилось причиной крупного замора рыбы в реке Ясельда. В прошлом году произошел сброс неочищенных стоков из очистных сооружений СПК «Приясельдный» (Ивановский район) в канал Заозерский. Также погибла рыба.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter