Как Центральный ботанический сад готовится к наступлению заморозков?

Дышат розы на морозе

В октябре на Гомельщине ни с того ни с сего зацвела сирень, а в Центральном ботаническом саду НАН Беларуси — каштаны. Нашим растениям холода не страшны, чего не скажешь о заморских видах. Так, например, павловнию войлочную из Китая, цветущее дерево, укутывают здесь от верхушки и до корневища, как мумию, чтобы уберечь от морозов, а куст вейгелы срезают под корень. К видам чувствительным особое внимание, ведь не так-то просто «иностранцам» вынести наши минусы. 


Как же Центральный ботанический сад готовится к наступлению заморозков, что нужно учитывать, чтобы сохранить растения до весны, как зимуют экзотические виды в наших условиях?

На территории почти в сто гектаров кипит работа. Вот-вот ударят морозы.

На клумбах в глубине сада научные сотрудники окучивают розы. Тонкостями садового дела с журналистом делится научный сотрудник Галина Журавкина:

— Они у нас не зимостойкие, поэтому здесь нужно повозиться. В первую очередь обрезать, потом разрыхлить почву. От этого зависит, выдержат они холода или нет.  Затем розы укрываем. Идеальный материал — еловые лапки. Они, как шапка, утепляют растения и в то же время дают дышать. 

Если деревья легче переносят заморозки и даже оттепель, за ними меньший уход, то о цветах особая забота. Подготовлены к зимнему сезону гортензии. Хоть в ведении Геннадия Снегирева деревья, он и цветы в свободную минутку проверит:

— Аккуратно обвязанный цветок вынесет и сибирские морозы, — смеется Геннадий. — Помимо лапника, для утепления используем здесь также торф. А вот луковичные растения мы мульчируем — покрываем опилками.

С деревьями немного другая история. Их специалисты закрывают дробленой корой либо щепой. Когда она перегнивает, то служит уже удобрением. Заведующий лабораторией интродукции древесных растений Центрального ботанического сада НАН Игорь Гаранович объясняет:

— Среди основных характеристик растений Ботанического сада – их зимостойкость. Свойство это позволяет переносить не только заморозки, но и оттепель. Именно она и губит многие саженцы, ведь они не знают, что на улице январь. А температуры бывают в этом месяце совсем не зимние, все это нужно учитывать. Поэтому каждый специалист в ответе за свою коллекцию. Кто-то следит за древесными, кто-то за травянистыми видами растений, не без внимания и привозные. 

Помимо утепления, занимаются здесь еще и уборкой. У работников сада субботники каждый день: сгребают листву на центральных газонах, в глубине же дендрария опад оставляют, он служит естественным удобрением. Вот только возле дубов стараются убирать листву — она более жесткая и дольше перегнивает. 

Не забывают в подготовке к зиме и о грызунах. Если пройтись по аллеям, можно заметить металлические решетчатые защиты, которые окружают деревья у корневища. Эти чехлы не дают живности подступиться к саженцам. 

— Не только весной, но и ближе к зиме мы белим деревья. Это спасает от многих насекомых, а также от ожогов. Когда солнце яркое, могут появиться трещинки, — уточняет старший научный сотрудник Михаил Рудевич. — А вот сады обязательно обсаживаются защитными полосами. Так снижается ветер, а снег, который накапливается, согревает растения. 

По словам завлабораторией интродукции древесных растений Игоря Гарановича, работы в саду зимой не меньше, чем летом. «Конечно, идеально, когда растение не требует особого ухода, растет само по себе, как туя, например, или сирень.  Однако есть и такие, которые, несмотря на любые «ухищрения», подмерзают. Такая у нас вейгела с красивыми колокольчиками. Ее не укроешь — слишком большой куст, поэтому тогда ее обрезаем. А вот английская буддлея промерзает почти до корневища. Но каждый год снова вырастает до двух метров, цветет».


Есть в Ботаническом саду и свой собственный оазис. Крытая оранжерея — дом для тропических и субтропических растений.

— Наш сад изучает иноземную флору и занимается интродукцией, то есть введением в нашу культуру таких растений. Для чего это нужно? В первую очередь для озеленения: было бы скучно, если бы города засаживались только нашими породами. Кроме того, такая экзотика может использоваться и в сельском хозяйстве, и в  фармацевтической промышленности. Однако важно не только заполучить такие растения, но и суметь внедрить их в наши условия. А оранжерея и служит такой площадкой, — считает Игорь Гаранович.

Конечно, как бы мы ни хотели озеленить наши города (по примеру Израиля или Италии), ничего из этого не выйдет — пальмы в открытом грунте у нас расти не будут. Однако в оранжерее — запросто. 

Здесь всегда тепло, даже когда на улице минус 30. Пока и при низкой температуре за окном в оранжереях сада продолжают распускаться бутоны. Температура и влажность тропиков и субтропиков поддерживается здесь техникой. Сезонность ощущается меньше, поэтому никакие холода растениям не страшны. 

Оранжерея представляет собой стеклянную восьмиугольную пирамиду. Высота 18 метров и 3 этажа. Нижний ярус для самых высоких растений. Однако архитектурная конструкция все же не главная особенность. На трех этажах одна сплошная экзотика. Плодоносящая папайя, растения доледникового периода, тропические пальмы, высота которых может достигать 18 метров, кактусы разных видов. «Температура здесь точно, как в тропиках. Только влажность выше — 80 процентов. Для субтропических растений показатели ниже — температура не опускается ниже 15 градусов. Особых хлопот с растениями зимой нет, только температуру поддерживай и освещение. Световой день в эту пору года короче, поэтому освещаем нашу экзотику искусственно — лампами», — рассказывает младший научный сотрудник ботанического сада Нелли Катковская. 

Вот-вот ботанический сад будет готов к зимней спячке: заканчиваются приготовления к холодам и снегопадам. Нежные растения на зиму подвязывают, чтобы их не повредил снег, теплолюбивые перезимуют в теплицах. На несколько месяцев сад засыпает, чтобы уже ранней весной предстать перед гостями во всей красе…

Татьяна БИЗЮК, «СГ»

bizyk@sb.by


Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter