Дым больших денег

«Серый» табачный рынок спустя всего 7 лет может возродиться

«Сдать» чужим производителям рынок несложно. Намного проблематичнее его переориентировать на собственную продукцию. Об этом говорил Президент в своем Послании к белорусскому народу и Национальному собранию. В том числе отметил, что в стране должна быть выстроена грамотная акцизная политика, чтобы не спровоцировать контрабандных поставок продукции «вредных привычек». Проблема обозначена очень своевременно. Неимоверными усилиями сведенный на нет в середине 2000-х «серый» табачный рынок спустя всего 7 лет может возродиться. По результатам исследований, проведенных Институтом социологии Национальной академии наук, более 4 % курильщиков уже приобретают табачные изделия «мимо кассы». И потенциал теневого оборота сигарет в стране высокий.

Опыт общения с нелегальным рынком у наших потребителей большой. По данным опроса Института социологии НАН, приобретали сигареты без акцизной марки 37,5 % курильщиков. В реальности, возможно, эта цифра намного выше. Когда респондентам задают вопросы, напрямую или косвенно связанные с противоправной деятельностью, то значительная часть «ответчиков» старается показаться лучше, чем есть на самом деле.

Впрочем, переходить на нелегальную продукцию заставляют банальные финансовые проблемы. Основное количество активных курильщиков — рабочие (42,9 %) и служащие (17,5 %). «Дорогих» покупателей (предпринимателей, руководителей) всего 10 %. Поэтому рынок очень восприимчив к цене на табачные изделия. Дальнейшее повышение их стоимости поставит в затруднительное финансовое положение почти 70 % курящих. Отказаться же от сигарет более 60 % могут только из-за проблем со здоровьем. Почти 9 % ответили, что вообще никогда не бросят курить. Если табак за счет роста налоговой нагрузки будет слишком дорогим, то, как минимум, две трети покупателей будут искать более дешевые варианты. В том числе и на «сером» рынке.

Аналогичным образом реагируют на повышение цен и в других странах. Международный опыт демонстрирует: если цена пачки сигарет в официальной торговле превышает 6—8 % уровня среднедушевых располагаемых доходов, продажи перемещаются в «тень». В законопослушной Германии этот показатель составляет 8,7 %, а «серый» табачный рынок — около 20 %.

Наша страна вплотную подошла к опасной черте. Средняя стоимость пачки сигарет уже превышает 5 %. Причем последние три года более активно дорожают отечественные торговые марки, прежде всего за счет роста акцизов. Он увеличился с декабря 2011 года в 7,3 раза на нижний сегмент, в котором находится большинство собственных брендов, и только в 3,85 раза — на дорогую продукцию под международными «лейблами». В результате доля наших торговых марок на рынке, по прогнозам, должна снизиться с 61 % в 2011 году до 50 % в 2014-м.

Парадокс: акцизная политика, дружественная нашим производителям в середине—конце 2000-х, развернулась к ним спиной.

Повышение акцизов «выкашивает» в первую очередь национальную продукцию. Транснациональные корпорации двумя руками за повышение цен. Ибо их клиенты, как правило, люди более состоятельные, могут позволить себе курить крутые папиросы, их подорожание в меньшей степени влияет на объемы реализации. А вот доходы от их производства только увеличиваются: в высокую розничную цену можно заложить почти любую суперприбыль. Причем до конца ее не расшифрует никакая налоговая инспекция: определить, по реальной цене поставляется сырье в страну или по завышенной, невозможно из-за коммерческой тайны используемой рецептуры. Поэтому определенная доля добавленной стоимости и прибылей остается в других странах. Транснациональные корпорации мыслят планетарными масштабами и оптимизировать налоговую нагрузку умеют. Отдавать внутренний рынок на растерзание иностранным компаниям — слишком рискованное дело.

В той же Литве транснациональные корпорации скупили все табачные фабрики. И в начале финансового кризиса 2000-х предприятия закрыли, заявив: на других производственных площадках штамповать сигареты выгоднее. Дефицит табачной продукции быстро восполнила контрабанда, победить которую прибалтийские власти до сих пор не могут. Аналогичная ситуация могла произойти и в нашей стране в 2011 году. Тогда из-за экономических колебаний некоторые поставщики и производители с иностранными корнями несколько раз полностью прекращали отгрузки на внутренний рынок. Опустеть магазинным полкам не дал гродненский производитель.

Сегодня сотрудники предприятия взирают с некоторой обидой, когда акцизы на их продукцию «гонят» вверх, снижая конкурентоспособность торговых марок. Их неминуемо вытеснит продукция под зарубежными названиями. А ведь у отрасли ушли неимоверные усилия и инвестиции, чтобы выполнить программу по импортозамещению. Но сегодня структура рынка рискует вернуться к пропорциям десятилетней давности: 20—30 % — собственные бренды, приблизительно столько же — официальный импорт и 40—50 % — нелегальные поставки. Да, сегодня международные торговые марки производятся в стране, но рано или поздно в рамках ЕЭП ограничения исчезнут. И эксперты откровенно говорят: в России у транснациональных корпораций имеются избыточные производственные мощности. Естественно, им выгодно их задействовать и превратиться в импортеров. Поэтому терять внутренний рынок национальным производителям никак нельзя. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter