Дыхни-ка, дядя, ведь недаром с утра разишь ты перегаром

Нарушитель что-то бессвязно мычит на заднем сиденье милицейского "Опеля": "Шеф, за девками и в номера.
Нарушитель что-то бессвязно мычит на заднем сиденье милицейского "Опеля": "Шеф, за девками и в номера..." Даже не понимает, где находится. Думает, едет в такси. Тем более не помнил выпивоха, в какую историю вляпался. Два часа назад, около 10 вечера, на своей "Волге" он "подбил" иномарку и скрылся с места происшествия.

"Автопилот"

Выпивохи - извечная боль милиции. С виду вроде мирный и культурный гражданин, а как пропустит лишнюю рюмку - таких дров может наломать... Особенно, если за руль полезет. Не зря же в Директиве Президента прямо сказано: пьяный водитель - преступник.

Вот и последний случай тому подтверждение. Хорошо еще люди не пострадали - только машины. А ведь мог в пьяном угаре и на тротуар свернуть, пешеходов задавить... При освидетельствовании медики обнаружили у него в крови 2,8 промилле алкоголя. В пересчете на водку - полторы-две бутылки. А ведь после ДТП этот любитель еще около часа где-то катался. А потом вернулся на место происшествия. Инспекторы ГАИ как раз брали объяснения у водителя пострадавшей иномарки, когда увидели... "Волгу", которую минут 20 назад объявили в розыск. Оказалось, виновный в ДТП живет в соседнем дворе. Там его и задержали...

Увы, пьяный за рулем - сегодня не редкость. За сутки сотрудники ГАИ только в Минске "вылавливают" 15 - 20 нетрезвых водителей. В пятницу и субботу - и того похлеще: "улов" иногда переваливает за 4 десятка нарушителей.

- Чаще всего нетрезвые водители ночью попадаются, - рассказывает инспектор ДПС спецподразделения по обеспечению дорожной безопасности минской ГАИ Сергей Гиль. - Днем, в плотном потоке, "пьяную" машину "вычислить" достаточно тяжело. Хотя бывает, что автомобиль откровенно вихляет из стороны в сторону. Другие начинают лихачить. Тормозим за превышение скорости, а оказывается, что водитель навеселе. Третьи, наоборот, еле тянутся. Боятся под хмельком кого-то задеть, мимо дороги промахнуться...

Задача ночных экипажей городского спецподразделения ГАИ - контролировать проспекты Скорины и Машерова, а также прилегающие улицы. Новичков на такие поздние рейды не посылают: только опытных сотрудников. Ведь водители разные попадаются. Иногда начинают убегать... Подчас даже оружие необходимо использовать, чтобы остановить машину нарушителя-гонщика.

- Но сейчас редко не подчиняются требованию остановиться, - утверждает Виталий Симонович. - Впрочем, бегать все равно бесполезно. Даже ночью Минск надежно прикрыт патрулями. Сразу же начинается взаимодействие с другими экипажами. Уйти по городским улицам практически невозможно.

Тест "на пьянку"

На дежурство заступаем в 10 вечера. Первым делом патрули проверяют ситуацию на стоянках рядом с ночными магазинами. Частенько бывает, что пьяные едут "своим ходом" в круглосуточный магазин за добавкой. Стоим неподалеку от универсама "Европейский", что на проспекте Ф.Скорины. Поздние покупатели достаточно интенсивно едут отовариваться. Для проверки документов останавливаем практически всех. За долгие годы службы Виталий Симонович и Сергей Гиль мгновенно научились выявлять выпившего водителя. Если человек "принимал", то из салона разит спиртным. Тогда предлагают подышать в трубочку. Ведь подозрение не всегда оправдано. Вот из синей "Хонды" пахнуло перегаром. А тест "на пьянку" водитель выдержал блестяще. Просто нетрезвых друзей подвозил, вот запах и остался гулять по салону. Да и спиртовой дух может идти не только от водителя или пассажиров. Например, нередко вводит в заблуждение жидкость для стеклоомывателя...

За полтора часа дежурства у "ночника" ни одного пьяного водителя так и не обнаружили. Что ж, здесь все в порядке, можно менять точку.

Едем на перекресток улиц Куйбышева и Янки Купалы. Время уже ближе к полуночи. Поэтому машин немного. Удается остановить и проверить каждую. Это - тоже один из методов ГАИ. Тем более и место это мы выбрали не случайно. На центральных проспектах нарушители не рискуют показываться. Стараются кататься по второстепенным улицам, а тут их и поджидает контроль на трезвость.

За ночное дежурство наш экипаж проверил сотни полторы машин. И ни одного факта употребления алкоголя за рулем. День удачный? Вряд ли. Видимо, Директива уже возымела свое психологическое воздействие на водителей. У одного молодого человека, совершенно трезвого, весь талон предупреждений оказался синим от записей. Две пьянки за рулем, несколько превышений скорости... Каким-то образом ему до сих пор удавалось отделаться штрафами. Но теперь такой номер не пройдет. Еще одно нарушение - и прощайте водительские права...

Виноват. Что делать?

Надо ли ужесточать спрос за "дорожную" пьянку? Последнее слово, конечно, останется за законодателем. Впрочем, немало сотрудников ГАИ считают, что лишение прав, причем от года до трех лет (в случае рецидива - до пяти), - вполне адекватное наказание. Правда, встречаются и "системные" любители нетрезвой езды. Попадаются, их лишают прав, а они все равно ездят "под мухой", но уже без водительского удостоверения. Есть рекордсмены, на которых по пять-шесть раз протоколы составляют. Но штрафы в этом случае не помогают. Вот для таких неисправимых и стоило бы ввести более серьезные наказания. Вплоть до уголовной ответственности.

Кстати, белорусские законы относительно пьяных за рулем - не самые строгие в мире. За решетку можно угодить только за виновность в серьезном ДТП. Впрочем, под такую же ответственность попадает и трезвый водитель. Пьянство считается лишь отягчающим обстоятельством. За "алкогольную" езду без последствий предусмотрены только лишение прав или штраф. По сравнению с другими странами - весьма гуманные санкции. Например, в Польше можно лишиться прав на 10 лет, плюс штраф до ста среднемесячных зарплат. В Швеции не исключено тюремное заключение на полгода, в Японии - три года тюрьмы плюс штраф 4 тысячи долларов. А в "безалкогольных" Объединенных Арабских Эмиратах за употребление спиртного правоверный водитель может не только выложить солидную сумму - до 800 долларов - и оказаться за решеткой на три месяца, но и получить десяток-другой плетей.

Вообще, с пьянством на дороге в каждой стране борются разными способами. И далеко не всегда только силовыми методами. В штате Иллинойс фотографию алкоголика, застигнутого в машине в пьяном виде, помещают в газете. В Малайзии вместе с нетрезвым водителем арестовывают и его жену. Скандалы супруги после нескольких дней заключения - поистине адская мука... В Турции одно из наказаний - пройти без передышки 30 километров. И не разрешается ни остановиться передохнуть, ни тем более присесть. А вот конфискация транспортного средства, как орудия преступления, - мера непопулярная. Хотя самая дискуссионная. Наказание получается различным для каждого водителя. Одно дело лишиться старого "Фольксвагена" или "Ауди" и совсем другое - "Лексуса" или "Мерседеса"...

В новой редакции белорусского Кодекса об административных правонарушениях также сделан большой шаг вперед по борьбе с пьянством на дорогах. Увеличились размеры штрафов, предусмотрено и такое наказание, как арест. Появится ли уголовная ответственность за этот проступок? Сказать сложно. Во-первых, в этом случае необходимо вносить соответствующие поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Так требует Конституция. Во-вторых, уголовная ответственность не только возлагает большую ответственность на водителя, но и повышает требование к инспекторам по сбору доказательств вины подозреваемого. При составлении административного протокола действует "презумпция доверия" сотруднику милиции. Инспектор пишет, что нарушитель превышал - значит, превышал. И даже суд не ставит под сомнение это утверждение. Если, конечно, на то нет серьезных оснований. А при уголовной ответственности придется проводить весь комплекс кропотливого сбора доказательств. По крайней мере, двух свидетелей придется искать. А где их возьмешь, особенно ночью?..

Поэтому столь суровые меры, видимо, дело будущего. Тем более что и сейчас у ГАИ хватает механизмов борьбы с нарушителями. Хотя в законе и предусмотрено два наказания - штраф или лишение прав, в подавляющем большинстве применяется последнее. А превратиться из автолюбителя в пешехода даже на год - совершенно незаманчивая перспектива. Потолкаешься в переполненном транспорте, померзнешь на остановках в ожидании автобуса или электрички, тогда и к рюмке за рулем не потянет...

Кстати

Сегодня по всей стране проходит Единый день безопасности дорожного движения.

Так, по данным Госавтоинспекции МВД, в прошлом году 82 тысячи водителей привлекались к ответственности за управление неисправными автомобилями. А потому Госавтоинспекция настаивает: проведите техосмотр, причем своевременно!

"Во время этого дня безопасности, - комментирует Николай Короткевич, начальник ОГАИ УВД Советского района Минска, - мы будем особенно внимательны к карточкам техосмотра".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter