Как пройти реабилитацию после употребления спайса

Дьявол рядится в разные одежды

Врачам, милиции, общественности время дать ему жесткий отпор

«Покурил — выколол другу глаза», «шагнул с 10-го этажа», «пытался задушить мать, под кайфом приняв ее за монстра», «начал выть собакой», «гуляли обнаженные по поселку», «сел за руль и задавил людей на остановке»… Таковы лишь немногие реальные случаи с теми, кто подсел на спайс. На наркологическом учете в стране более 10 тысяч больных наркоманией. «Рекрутов» страшного войска ежегодно прибавляется от 500 до 700 человек. В 2013 году зарегистрировано 600 случаев передозировки наркотиков, 7 умерло. В этом году — уже 654 факта. В 12 случаях именно употребление спайсов привело к летальному исходу...


Врач психиатр-нарколог Минского областного клинического центра психиатрии и наркологии Евгений Голубицкий занимается проблемой спайсов практически с того самого момента, как они появились у нас в стране. Каждый месяц сюда попадают десятки молодых людей на лечение или реабилитацию после их употребления. Кого-то доставляют на «скорой», кто-то приходит сам. Средний возраст пациентов — 22—23 года. Самому юному было 16 лет, старшему — 37. Как молодежь «знакомится» со спайсами?


— По-разному. Несколько лет назад, когда их только начали распространять, все сопровождалось информацией о легальности и безвредности этих веществ. Продавцы красочно описывали  эффект от употребления. Такая  «реклама» притянула основную массу потребителей спайсов. В то время молодые люди, которые приобретали эти опасные вещества, не знали о последствиях. Сегодня ситуация со стороны общества в корне изменилась. Анализируя обстановку, замечу, что новых потребителей становится меньше. Другое дело, потребителями спайса остаются те, кто уже находится в зависимости от этого наркотика. 


Кого-то из зависимых «отрезвили» громкие трагические случаи. Но здесь не обошлось без помощи врачей-наркологов. Бывает, что самостоятельно справиться с бедой уже невозможно. Когда наступает момент привыкания к спайсам? Все зависит от таких факторов, как генетическая предрасположенность, индивидуальная реакция на наркотические вещества и даже от того, какую конкретно «формулу» курит человек. Спайсы — сотни химических структур, и точно сказать, как та или иная подействует на конкретного человека, невозможно. Другое дело, что для любого, кто завел дружбу с опасным веществом, час расплаты неминуемо настанет. 


Тем временем изготовители не спали в шапку, а «химичили» и создали в итоге более тяжелые формы спайса. Страшного монстра. Сложно даже сказать, к какой конкретно группе наркотических веществ они относятся. Это получился «дьявол в разных одеждах». 


Для тех, кто хочет уйти от зависимости, Евгений Голубицкий объясняет: наркологи предлагают пациентам амбулаторные фармакологические методы лечения или дневной стационар, причем на условиях анонимности плюс социальное сопровождение психологов. В более тяжелых случаях предусмотрена госпитализация. 


Суть лечения у врачей от наркотической зависимости сводится к тому, чтобы перевести ее в стадию ремиссии. И если человек 10 лет не употребляет наркотиков, то вовсе не означает, что его мозг вернулся в нормальное состояние. Что касается спайсов, то у наркологов нет даже достаточной медицинской базы, чтобы предсказать отдаленные последствия их употребления. Правда, уже есть пациенты, сознание которых  после первого опыта знакомства со спайсами так и не вернулось.


В Беларусь спайсы поступают различными способами и из разных стран, но основные поставки идут из Китая по почте. В Европу синтетический наркотик отправляют тоннами. По крайней мере, по данным МВД, в Юго-Восточной Азии (Китай, Мьянма, Таиланд, Индонезия) в год изготавливают до 800 тонн синтетических наркотиков, которые потом «оккупируют» Европу и другие страны. Но и одного только килограмма, попавшего в страну, достаточно, чтобы подкосить огромное количество людей. Речь идет про силу воздействия на организм десятитысячных долей грамма. Ведь действие синтетического наркотика в 100 тысяч раз сильнее действия героина.


В Китае за незаконный ввоз, распространение и перевозку наркотиков расстреливают. У себя не разогнаться, поэтому нужен рынок. И наркотик вывозят, в том числе и к нам.


Сегодня спайсы — проблема № 1 в США и большая головная боль — в Европе. В нашей же стране о проблеме курительных смесей заговорили в 2010 году. Из-за принятия жестких мер в отношении продавцов «мака», ниша потребления наркотиков незамедлительно была занята курительными смесями. Так, за 8 месяцев 2014 года сотрудники МВД выявили 2700 преступлений, связанных с незаконным оборотом спайсов, за аналогичный период времени 2013 года — 1430 преступлений. За это время перекрыто 9 каналов поставки спайсов на территорию Республики Беларусь.


ОПРОС В ТЕМУ


Александр КОНАХ, студент БНТУ, г. Минск:


— Таким людям не место в нашем обществе, я приравниваю их к убийцам. Они губят судьбы, получая за это деньги. Это ужасно. Пусть распространители ответят по всей строгости закона перед родителями молодых наркоманов. 


Лидия БЕРЕСНЕВА, пенсионерка, г. Гродно:


— Знаю, что спайс — это наркотик, так что за его распространение наказала бы очень строго. Вот у нас случай был только что: парень спайс принял и убил на остановке женщину. Наркодилеры губят молодежь, ведь те, кто употребляет эту гадость, лишь пешки. Попали в ловушку, а теперь расплачиваются ценой собственной судьбы и здоровья. К счастью, мои внуки, которым по 14 и 15 лет, крайне негативно относятся к любым формам наркотиков. В их школе постоянно проводят профилактические беседы, показывают фильмы. Им сама мысль о наркотиках отвратительна.


Светлана ШВЕД, председатель Реченского сельсовета Любанского района:


— В нашей деревне, да и в целом в сельсовете, не было случаев употребления спайсов. Но кто гарантирует, что в будущем мы не столкнемся с этой проблемой?  Наказание за продажу или хранение спайсов должно быть максимально жесткое, хоть и 25 лет тюрьмы. Это будет более действенным наказанием, нежели штрафы. 


Анна ЛАВРИНОВИЧ, художник-педагог, г. Дисна, Миорский район:


— Хочу, чтобы именно тех, кто продает спайсы, любые другие наркотики изолировали от общества. Без права видеться со знакомыми и родными. Чтобы в том поселении они выполняли какую-нибудь работу, приносящую людям пользу, а не вред. 


Анна КОРЕНЕВСКАЯ

korenevskaja@sb.by


Татьяна БИЗЮК

 bizyk@sb.by


Игорь МАТЕЛЕНОК, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter