Дьявол по имени Гламур

Атака рекламы нового голливудского хита «Дьявол носит Prada» сбивает с ног. Под гипнозом искушения проникнуть в самую суть фэшн–индустрии, в те тайные коридоры, где рождается диктатура моды, забываешь, что реклама и есть главный проводник гламурного дурмана...
Атака рекламы нового голливудского хита «Дьявол носит Prada» сбивает с ног. Под гипнозом искушения проникнуть в самую суть фэшн–индустрии, в те тайные коридоры, где рождается диктатура моды, забываешь, что реклама и есть главный проводник гламурного дурмана...

Реклама, прежде всего, настаивает на том, что «Дьявол носит Prada» — модный фильм. А затем уж картина о моде. Короче, как прилежная потребительница, я посмотрела фильм еще до того, как он появился в Беларуси. В Америке «Дьявол» вышел на экраны в июне и занял третье место в рейтинге самых кассовых лент года после «Возвращения Супермена» и продолжения «Пиратов Карибского моря». В России — неделю назад. В планах нашего «Киновидеопроката» запустить картину в прокат в начале ноября.

Сразу предупреждаю: фильм не приносит удовлетворения. Точно так же, как новое платье от дорогущего дизайнера. Сколько ни заплати, как ни старайся похудеть, добиться совершенного глянца, каким сияют красотки из «фотошопа», все равно невозможно. В этом и смысл индустрии красоты — загнать консюмериат подальше в невроз на почве собственного несоответствия рекламному идеалу. Чтобы заставить покупать, покупать, покупать...

Но на первый взгляд фильм не об этом. При беглом знакомстве «Дьявол носит Prada» — офисная сатира, где обладательница самого скверного на свете характера, редакторша самого модного на свете журнала «Подиум» в исполнении Мерил Стрип, изводит своих подчиненных. А больше всех достается новой секретарше (Энн Хетуэй). Однако не все так просто. Я бы сказала, что картина имеет «двойное дно»: на переднем плане политкорректная ирония. Осуждать идеологов потребительского общества, в том числе верхушку фэшн–индустрии, — основной культурный тренд последнего десятилетия. В этом сюжетном направлении имеется все, что дорого сердцу любого антиглобалиста: злые шутки по поводу анорексии, нравов модного мира, в котором «миллион девушек убило бы за эту работу», и невозможности в современной парадигме иметь свои собственные желания. Знаковым в картине является эпизод «про ультрамарин». Мерил Стрип «открывает глаза» своей еще антигламурной секретарше на то, что укрыться от влияния диктаторов моды не удается даже самому далекому от «кутюра» персонажу: «Вот вы думаете, что сами выбрали этот синий мешковатый свитер на какой–то распродаже? Но вы не знаете, что этот цвет на самом деле называется «ультрамариновый». Первым его использовал кутюрье N. Потом появились ультрамариновые коллекции прет–а–порте дизайнеров попроще. А затем ультрамарин дошел и до развалов, где одеваются такие, как вы. Теперь вы знаете, что все одетое на вас было выбрано людьми, которые находятся в этом офисе».

Не случайно пародиен и образ героини Стрип — Миранды Пристли. Неподражаемая обладательница премии «Оскар», очевидно, сознательно изображает нечто среднее между Шапокляк и Глен Клоуз в фильме «101 далматинец». Это, с одной стороны, попытка воссоздать портрет прототипа персонажа — легендарной главы журнала «Вог» Анны Винтуры, которую подчиненные прозвали «снежной королевой» за суровый характер. А с другой — безусловный реверанс в сторону защитников прав потребителей. Этот месседж можно прочесть так: «Вы же видите, мы тут никого не оправдываем».

Но есть у картины еще и секретное дно. И там, на мой взгляд, запрятано совершенно противоположное сообщение, предназначенное предыдущий тезис опровергнуть. По сюжету Энн Хетуэй, перенимая деловые качества своей шефини, меньше чем за год из младшей принеси–подай становится ее «правой рукой», конкуренткой Керри Бредшоу в чувстве стиля, знакомится с самим Валентино и сводит с ума респектабельного издателя. Но... Бросает весь этот шик к черту, раздает наряды «заклятым подружкам» и уезжает со своим бойфрэндом–поваром в Бостон, чтобы писать в «районную» газету о проблемах мусорщиков. Чтобы остаться самой собой...

На последних кадрах фильма отчетливо понимается, что произошло надувательство. Так не бывает. Ну где вы видели Золушку, которая после бала говорит Принцу: «Знаешь, я, пожалуй, вернусь к своей печурке. Мне в моем грязном платье и деревянных башмаках как–то уютнее. Выйду замуж за соседа, купим корову и заживем, как люди». А? В общем, скрытый замысел создателей фильма таки попадает в сердце. Как бы мы хорошо ни понимали, что мода — это плен и тлен, не попасть в него почти невозможно. После просмотра ленты остается бродить по крови фраза, брошенная Мирандой Пристли: «Все хотят быть, как мы». Увы, надо честно признаться себе, что это действительно так... Не могу не признаться... Наряды, в которых снимались актеры фильма «Дьявол носит Prada», — это просто что–то нереальное, шикарное, сногсшибательное и... дьявольское.

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter