Как одельский мастер сумел озвучить голоса деревьев, передающие радость жизни

Дядька Марьян, поиграй нам на дудочке

ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР — так называют Марьяна СКРАМБЛЕВИЧА (на снимке) из агрогородка Одельск Гродненского района за способность играть одновременно на нескольких инструментах. Он еще известен и как один из немногих мастеров, которые продолжают традицию изготовления народных духовых и ударных инструментов. Их коллекция, собранная в музейной комнате местного Дома культуры, не имеет аналогов в Беларуси.



Об уникальных способностях Марьяна Антоновича «чувствовать деревья» в округе ходят легенды. Прежде чем выбрать подходящую древесину для очередного инструмента, он готов исходить все леса в округе вдоль и поперек. Иногда искать приходится годами.

Непросто рождается музыкальный инструмент. После того как нужное дерево найдено, оно сохнет в соломе не один год и только тогда поддается мастеру. Мелочей в этом деле не бывает. Важно даже то, в какую пору года оно срезано. Если весной — значит, наполнено соками, и инструмент потом будет звучать плаксиво. А осенью, когда все соки приняла матушка земля, звучание получается высокое. Скрамблевич признался, что отдает предпочтение инструментам, способным озвучить радость жизни:

— Есть в году считаные дни, когда деревья звучат «особым голосом», который мастер может передать музыкальному инструменту. А вот эти дудочки изготовлены из камыша, в поисках которого пришлось исходить не одно болото. Кстати, среди них не найдется двух одинаковых, каждая издает свой неповторимый звук. Послушайте…



В руках его деда скрипка пела так, что диву давалась вся округа. Отец был удалым гармонистом, дядя — органистом. А Марьяна природа одарила наиболее щедро. Он умеет играть одновременно на нескольких инструментах, к примеру, на барабане, гармони и подголоске. В детстве играл на всем, что под руку попадало и издавало звук. Первым музыкальным инструментом стали дудочки, которые изготавливал из коры деревьев. Была в то время у парня мечта: купить баян, поскольку именно баянист виделся ему настоящим музыкантом. С годами эта мечта сбылась, однако Марьян Антонович признается, что и сегодня он с особым наслаждением играет на дудочке.

Прошли десятилетия с того времени, как приоткрыла ему свою тайну природа. Но тот чудесный момент, пережитый в детстве, когда обычная кора дерева в руках начинает петь, Марьян Антонович пронес через всю жизнь. Об одном жалеет — профессионально занялся изготовлением музыкальных инструментов уже в немолодом возрасте.

Самобытный мастер стал настоящей находкой для многих профессиональных и самодеятельных коллективов. Уникальные инструменты Скрамблевича пополнили экспозиции музеев Беларуси. Сбылась его давняя мечта: собрать в коллекцию свои творения, на которые вдохновила природа. Дудки, дудочки, трещотки, клещотки… Трудно перечислить все это рукотворное богатство, которое находится в музейной комнате народных инструментов мастера Скрамблевича, открытой при Одельском Доме культуры. Кстати, кроме белорусских национальных инструментов, есть здесь и особенный — окарина, что в переводе с итальянского означает «гусенок». Этот диковинный инструмент по форме напоминает рыбу. Традиционно его делали из глины, фарфора. Марьян Антонович рискнул сделать из дерева. И его окарина зазвучала! К слову, деревянный инструмент признан маститыми специалистами. В итоге он создал целую музыкальную семью окарин, каждая из которых имеет свой голос: бас, альт, сопрано, тенор. Есть в коллекции Скрамблевича и уникальный охотничий рог, он создал его в честь 200-летия со дня рождения Адама Мицкевича.

В гостях у Марьяна Антоновича побывали и ученые из Национальной академии наук Беларуси. На примере его творчества изучали, какое влияние на энергетику человека оказывают деревья. Пришли к мнению, что одельский мастер сумел озвучить голоса деревьев, передающие радость жизни.

Фото Леонида ЩЕГЛОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter