Двухгодичная практика показала

Анализ «жизни» нового Хозяйственного  процессуального кодекса Республики Беларусь. В роли эксперта «Экономической среды» выступает председатель Высшего хозяйственного суда Беларуси доктор юридических наук, профессор Виктор КАМЕНКОВ

Анализ «жизни» нового Хозяйственного  процессуального кодекса Республики Беларусь

В роли эксперта «Экономической среды» выступает председатель Высшего хозяйственного суда Беларуси доктор юридических наук, профессор Виктор КАМЕНКОВ. 

— В 2004 году в новой редакции был принят Хозяйственный  процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее – ХПК). После этого прошло пару лет, и возникла необходимость его совершенствования. Выходит, Виктор Сергеевич, разработчики кодекса, депутаты, его принимавшие, что-то не учли? 

— Работа по новому ХПК показала, что принятое решение было своевременным и правильным. Образование в хозяйственных судах апелляционных инстанций по региональному принципу и введение апелляционного производства по подавляющему количеству дел явилось основным и наиболее значимым результатом реформирования хозяйственного судопроизводства. Теперь дела рассматриваются быстрее, без возврата на новое рассмотрение со стадии апелляции. 

Введение законодателем института кассационного производства также дало положительные результаты. В порядке кассации дела рассматриваются специально созданной Кассационной коллегией Высшего хозяйственного суда. Ее основная функция состоит в проверке законности обжалованных судебных постановлений и в устранении нарушений закона, допущенных нижестоящими судами. Таким образом, в большей степени обеспечивается единство судебной практики, что очень важно для хозяйственного правосудия и для экономики. 

При постоянном увеличении количества обращений в хозяйственные суды (в прошлом году их было уже более 52 тысяч, за последние 10 лет их число увеличилось в 5 раз) мы добились уменьшения количества необоснованных отказов в принятии заявлений, сократили сроки рассмотрения дел, сохранили показатели законности и обоснованности судебных постановлений, увеличили их реальное исполнение. Другими словами, смогли выполнить требования международных стандартов и создать для субъектов хозяйствования реальный доступ к правосудию, обеспечить подлинную  защиту их прав. 

В целях дальнейшего совершенствования хозяйственного судопроизводства ВХС разработал и представил Палате представителей Национального собрания проект Закона  «О внесении дополнений и изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь». Проект закона согласован с заинтересованными организациями. 

Основные положения проекта явились результатом обобщения и  анализа «жизни» нового ХПК с момента вступления его в силу 7 марта 2005 года. Судебная практика показала необходимость и возможность дальнейшего улучшения правового регулирования отдельных процессуальных аспектов. 

— В чем же суть, Виктор Сергеевич, предлагаемых новшеств и дополнений? 

— Предлагаемые дополнения и изменения в ХПК не затрагивают концептуальных положений, но позволят устранить ряд недоработок и улучшить процедуры на всех стадиях судопроизводства, снизить нагрузку на судей. 

— Назовите, пожалуйста, основные новации. 

— Исключается норма, которая ограничивала право выбора сторон при заключении соглашения о подсудности спора.  Расширяется круг лиц, которые могут заявить о замене стороны ее правопреемником. 

 Предусматривается возможность третьим лицам вступать в дело также на стадии его пересмотра в апелляционном порядке, что больше соответствует основному принципу работы апелляционной инстанции – повторному рассмотрению спорного правоотношения по существу. 

Установленные в действующем ХПК процессуальные сроки (для подготовки дела к слушанию и другие) вместо трех дней  продлеваются в соответствии с проектом закона до пяти. Практика показала, что при поступлении документов в суд в пятницу у судьи, а также у других участников процесса фактически остается только один день для разрешения возникшего вопроса. Кроме того, введение пятидневного срока способствует соблюдению единообразия в построении норм кодекса, поскольку большинство статей, регулирующих процессуальные сроки, устанавливает именно пятидневный срок для выполнения процессуальных действий. 

 В то же время сокращаются сроки рассмотрения дел с участием субъектов хозяйствования стран СНГ с шести до одного месяца. Как показала практика, шестимесячный срок для подготовки  к судебному разбирательству дела, одна из сторон которого находится за пределами Беларуси, становится неоправданно большим, когда речь идет о субъектах хозяйствования стран СНГ, так как по таким делам не требуется осуществления перевода документов. 

Совершенствуются нормы, позволяющие хозяйственному суду провести подготовительное судебное заседание и судебное заседание о рассмотрении дела по существу в один день. Это увеличит оперативность судопроизводства и не даст возможности недобросовестной стороне необоснованно затягивать разрешение спора. 

Увеличивается перечень оснований, по которым хозяйственный суд рассматривает дела в порядке приказного (ускоренного) производства. Это касается не только налогов и сборов, но и других обязательных платежей, например, платежей в Фонд социальной защиты населения. 

Проектом исключаются основания возвращения и оставления без движения апелляционной жалобы, которые относятся к отдельным случаям несоблюдения требований к форме и содержанию апелляционной жалобы. Вместо этих норм вносится дополнение о необходимости возвращения апелляционной жалобы во всех случаях несоблюдения требований к ее форме и содержанию, которые предусмотрены ХПК. 

Расширяются пределы компетенции апелляционных инстанций. Как показала практика, в связи с короткими сроками рассмотрения дела в суде первой инстанции стороны не всегда успевают собрать все необходимые доказательства и представить их на рассмотрение суду. По этой же причине третьи лица, участвующие в спорном правоотношении, нередко узнают о состоявшемся рассмотрении дела только после вынесения решения. Действующий ХПК содержит запрет на вступление третьих лиц в дело на стадии апелляционного производства, чем ограничивает их в праве на защиту своих интересов. Новая редакция статей позволит хозяйственному суду апелляционной инстанции и участникам процесса более полно исследовать все фактические обстоятельства дела. 

Конкретизируется положение о том, что право на подачу кассационной жалобы лицами, не привлеченными к участию в деле, распространяется на этих лиц в случае нарушения их прав и законных интересов.  Предлагается исключить возможность кассационного обжалования судебного постановления первой инстанции, минуя апелляционную инстанцию. 

Большое количество изменений и дополнений касаются исполнительного производства. Прежде всего это расширение полномочий судебных исполнителей. Дополняется перечень исполнительных документов постановлением судебных исполнителей хозяйственных судов об обращении взыскания на денежные средства. Данное дополнение позволит судебным исполнителям самостоятельно обращать взыскание на денежные средства должника, находящиеся у других лиц, а также на счетах в валюте, отличной от валюты взыскания,  повысить оперативность исполнения судебных постановлений при сохранении права на обжалование деяний судебных исполнителей. 

Предлагается наделить судебного исполнителя правом запрещать должнику и иным лицам мешать исполнению действия в отношении имущества и денежных средств должника,  самостоятельно рассматривать вопросы о приостановлении, прекращении исполнительного производства, а также возвращении исполнительного документа взыскателю. Данные нововведения будут способствовать процессуальной и материальной экономии. Кроме того, снимается дополнительная нагрузка с судей, а наличие нормы, позволяющей обжаловать постановления судебного исполнителя, не повлечет нарушения прав сторон. 

Конкретизируется понятие «отложение исполнительных действий» и устраняется возможность отложения на основании заявления взыскателя. Указанный в нынешней редакции срок отложения совершения исполнительных действий (10 дней) чрезвычайно мал. В связи с этим предлагается увеличить его до 30 дней. Кроме того, с целью упорядочения отложения исполнительных действий предлагается  включить их в постановление судебного исполнителя. 

В проекте закона учтены предложения субъектов хозяйствования относительно оснований, размеров и сроков перечисления причитающихся должнику денежных средств. В настоящее время основанием перечисления является запрос судебного исполнителя. Однако данный документ по своей сути влечет обязанность предоставить информацию, а не перечислять денежные средства. Предложенный в новой редакции документ-предписание в большей мере соответствует названным целям. Предлагаемые изменения строго устанавливают срок перечисления денег на счет суда с момента получения предписания до соответствующего уведомления судебного исполнителя. В настоящее  время данный срок четко не установлен. 

Вносятся и другие  изменения и дополнения, а также редакционные правки в действующий ХПК. 

— Что даст законодательное закрепление предлагаемых Высшим хозяйственным судом дополнений и изменений? 

— Предлагаемый закон станет значительным шагом в повышении эффективности судебной защиты прав организаций и граждан, в осуществлении судебной реформы, в укреплении авторитета государства в лице системы экономического правосудия. Он будет способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, содействовать выполнению требований главы государства по установлению правильных и упорядоченных отношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Думается, в полной мере это осознали и депутаты Палаты представителей Национального собрания, которые приняли данный закон в первом чтении. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter