Двойные стандарты ЕС

В 2018 году, когда самая острая фаза миграционного кризиса, захлестнувшего Европу в 2015 году, пошла на спад, в Венгрии приняли закон, прозванный «Стоп Сорос». Он запрещал неправительственным организациям, часть которых финансировалась за счет соросовского «Открытого общества», оказывать помощь мигрантам — например, помогать им просить убежища или подавать документы на получение вида на жительство. Наказание за нарушение — до года тюрьмы. Закон также определял, что право на убежище имеют только люди, прибывающие из стран, где их жизни и свободы находятся под угрозой. В ЕС на этот закон ополчились сразу. Вопрос, конечно, в том, что было для Брюсселя важнее: судьба беженцев (верится с трудом) или судьба проектов Джорджа Сороса (в  это верится охотнее). Но как бы то ни было, через три года — решения в союзе принимаются медленно — ЕС решил: Венгрия была неправа. 

Венгерская журналистка, подставившая подножку сирийскому беженцу, в 2017 году была приговорена к трем годам заключения условно. Двумя годами ранее видеозапись этого происшествия вызвала широкий общественный резонанс.

Инцидент произошел около пункта приема беженцев на юге Венгрии недалеко от сербской границы. На видеозаписи видно, как журналистка подставляет подножку бегущему с ребенком на руках мигранту, в результате чего мужчина падает. Позже Петра Ласло была уволена с работы, а в сентябре 2016 года прокуратура города Сегеда начала в отношении ее следственные действия по обвинению в хулиганстве. Сама журналистка принесла извинения за свой поступок, объяснив, что действовала в состоянии паники, испугавшись бегущей в ее направлении толпы людей.

Фото interaktiv.morgenpost.de
Европейский суд утверждает, что Венгрия «не выполнила своих обязательств» в соответствии с законодательством ЕС, включающим директивы, определяющие критерии, по которым та или иная страна признается безопасной. Венгерский же закон «Стоп Сорос» установил свои правила — по ним выдворить мигрантов из страны стало проще простого. 

Судьи Европейского суда также сочли, что Венгрия нарушила законодательство ЕС, криминализируя действия людей и организаций, помогавших в подготовке прошений об убежище. Суд говорит, что венгерское законодательство, «во-первых, ограничивает право доступа к лицам, ходатайствующим о международной защите, и право общаться с этими лицами и, во-вторых, эффективность права, предоставленного просителям убежища, на возможность проконсультироваться за свой счет с юрисконсультом или другим советником». 

Что это означает на практике? То, что венгерский закон «Стоп Сорос» должен немедленно прекратить свое действие. Если же правительство Виктора Орбана откажется это делать, на страну будет наложен денежный штраф. Представитель правительства Золтан Ковач сказал, что Будапешт решение «принимает», но продолжит противостоять «промиграционным планам ЕС». И в этом Венгрия солидарна с Польшей: беженцы не пройдут. 

По сути, Венгрия тогда и Польша сейчас ведут себя одинаково: применяют все возможные, вплоть до военных, средства, чтобы не пустить беженцев на свою территорию. Польша не пускает в приграничную зону журналистов, представителей международных правозащитных и гуманитарных организаций. ЕС молчит, хотя ситуация до боли (а для многих из тех, кто сегодня мерзнет на границе, боль реальна) напоминает ту, которая была в Венгрии три года назад. Более того, у ЕС сегодня с Польшей очень плохие отношения, и, если бы беженцы шли не со стороны Беларуси, а с любой другой стороны, он наверняка бы потребовал расследования действий польских силовиков. Но не требует. Почему? Потому что до беженцев на самом деле никому дела нет, а Беларусь надо наказать. И если для этой показательной порки надо пожертвовать людьми — значит, будут жертвовать людьми. 

plesk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter