О братьях-близнецах, руководителях наркоконтроля двух районов Минска

Двойной удар

Братья Яцковские служат в милиции по заветам отца

«Да нас даже наркодилеры со стажем путают, не переживайте», — деликатничал старший из братьев‑близнецов Яцковских, когда я раз в десятый назвала Сергея Сашей, а Сашу Сергеем. Да еще и подыгрывали друг другу, отвечая на вопросы один за другого. В общем, знакомьтесь: подполковники милиции — Александр руководит отделением по наркоконтролю и противодействию торговле людьми в РУВД Центрального района Минска, Сергей — Партизанского.


Плюсы своей похожести братья осознали довольно рано. К примеру, в школе стихотворения друг за дружку читали. В Академии МВД, куда поступили по совету отца, — сдавали зачеты и экзамены. Однако не злоупотребляли, говорит Александр:

— Если бы, кстати, кто‑то из нас не поступил, пришлось бы по очереди и в армии служить, и параллельно в вузе учиться. Но прошли оба. Первый раз, помню, брат за меня тесты по физкультуре сдавал: отжимание, брусья, бег… Сначала за себя, потом отдохнул — и по второму кругу. Но тогда у меня просто температура высокая была. 

Разница в возрасте у братьев… 15 минут. Старший, Александр, продолжил: когда пришло время выбирать факультет, оба пошли на следственно‑экспертный. Опять же порекомендовал отец. Сам Александр Трофимович — легенда среди борцов с оргпреступностью и коррупцией, фото полковника и сегодня на Доске почета в ГУБОПиК МВД. Этот человек — один из основателей службы. 
«Вся жизнь отца — повод для уважения, — говорит Сергей. — И нас тонкостям профессии постоянно учил. Рассказывал об оперативных комбинациях, особенно в делах, когда к преступнику очень сложно подобраться. А советы давал такие: если обещаешь, то делай, если не можешь сделать, то не обещай. Еще наказывал работать честно, людей не обижать». 
Службу парни начинали в следственных подразделениях Советского и Октябрьского районов. Потом перевелись в наркоконтроль. И вот менее чем через 15 лет возглавили отделения в райуправлениях милиции. Признаются: наркодилеры их частенько путают. Это, кстати, плюс. Минус — узнают в двух районах. Бывает и так: задержит один из близнецов наркоторговца, а он уже по делу у другого Яцковского проходит. 

— Однако мы никогда не заимствовали друг у друга разработки выявленных преступлений, — продолжает Сергей. 

— Неужели не соревнуетесь между собой? — спрашиваю. — Мол, кто больше бандитов наловит, скорее по карьерной лестнице пойдет. Да и папа, наверное, подстегивает: дескать, вон брат‑то уже начальник, а ты что ж?..

— Есть такое. Только не папа, а мама, — говорит Александр. — Конечно, соревновательность имеется. Как без нее? Помогаем друг другу, чтобы идти вровень. Если пересекаемся по разработкам, определяемся, кто был первым. Вместе тоже доводится работать. Один другого в засаде подменял, преступников на пару задерживали. За эти годы столько всего было.

Прикупил как‑то злоумышленник хутор посреди леса и создал там нарколабораторию. Заказывал из России так называемый конструктор: это когда на месте смешивают ингредиенты. Плюс все было готово и для выращивания конопли. Официальная версия деятельности — там индюшиная ферма. В общем, на задержание наркодельца выезжали оба. Еще одного — водителя, попутно привозившего для сбыта из соседней страны гашиш, амфетамин, — приняли после очередного рейса в Россию. 


Собеседники вспомнили начало службы. Тогда наркотики передавались из рук в руки. Потом, с появлением спайсов, дилеры стали давать объявления прямо в интернете. «Первые спайсы мы изъяли в 2009 году. Везем на экспертизу — не содержит запрещенных веществ. Человек прямо дома организовал чуть ли не ларек… Сложное, как вы помните, было время. Затем законодательство изменили и привлекать к ответственности, а заодно профилактировать стало легче. Это с одной стороны. С другой — преступления такого характера ушли в интернет, укоренился бесконтактный способ передачи наркотиков, усилились меры конспирации наркоторговцев. Но ничего, и их находим». 
Времена, когда синтетические наркотики стали буквально выкашивать молодежь, офицеры вспоминают с ужасом. На жуткие картины с трупами молодых людей, говорят, насмотрелись. 
Недавно братья задержали двоих несовершеннолетних учащихся колледжа, у которых изъяли более килограмма гашиша, марихуаны и мефедрона. За два месяца эти двое сбыли, разложив по тайникам, минимум 7 кг наркотиков. Бывало, за пару часов успевали сделать до сотни закладок. Кураторов из интернет‑магазина просили дать им больше, перевести на килограммовые закладки. 

— И ведь основной возраст закладчиков 18—30 лет, — вздыхает Александр. — Как правило, у них в семьях трудности. Кому‑то деньги нужны, у кого‑то семья неполная, а кто‑то просто хочет порисоваться с дорогим айфоном перед ровесниками. Были и те, у кого долгоиграющие планы, но длится такой бизнес недолго. 

Со слов сотрудников, большинство закладчиков — безработные. Немало ранее судимых, наркоманов. Задерживали таковых во время уличных беспорядков в Минске. Особенно щедрой на них была ночь с 9 на 10 августа.

…Попыталась устроить братьям «очную ставку», мол, кто что друг о друге расскажет. Те скрывать не стали: брат — тот человек, которому можно доверить все и положиться абсолютно в любом деле. С праздником, парни! 

gladkaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter