Двойной обгон

Автобизнес должен быть цивилизованным
Автобизнес должен быть цивилизованным

Сотрудники главного управления контроля за банковской и внешнеэкономической деятельностью КГК приводят поистине ошеломляющие цифры: 90 процентов автомобильного рынка как бы никому не принадлежат — находятся в руках физических лиц. Как ни удивительно, набравший в 90–е годы мощные обороты десятков тысяч двигателей, этот бизнес развивается и по сей день. Вот цифры: за 12 месяцев 852 человека ввезли в страну якобы для себя более 10 машин на человека, 14 наших сограждан «сменили» за это время и вовсе по 50 машин... Невероятно взыскательный вкус или скрытая материальная выгода? По мнению контролеров, преобладает явно второй вариант...

— Не будь у перегонщиков возможности оформлять авто на подставных лиц, им пришлось бы каждый год платить порядка 200 миллионов долларов таможенных пошлин и 7,3 миллиарда белорусских рублей подоходного налога. Однако этого, увы, пока не происходит. О доходности «серого» автобизнеса можно судить лишь приблизительно: за свои посреднические услуги перегонщики просят 300 — 500 евро, в зависимости от стоимости самой машины. А как нам сообщили в Государственном таможенном комитете, только в этом году в страну было ввезено 150.000 автомобилей — прибыльное дело! — приводит цифры заместитель начальника главного управления Валентин Потапович.

Часом позже на одном из интернет–сайтов я обнаружила с десяток объявлений–«близнецов»: «Быстро пригоню машину вашей мечты из Германии или Литвы. Выбор модели, цвета, комплектации. Скромная оплата посреднических услуг».

— Эту бы активность — да в законное русло! Мы, признаться, крайне недовольны работой свободных складов: планировалось, что они создадут здоровую конкуренцию перегонщикам, но этого не произошло. Причина: очень скудные поставки — большинством контрактов предусматривается закупка одной–двух машин, покупателям и выбрать не из чего! За год на свободных таможенных складах в Ждановичах и Бресте было продано чуть более 300 автомобилей. Какая уж тут борьба за клиента? — взволнованно говорит Валентин Константинович. — Мы ни в коем случае не ратуем за монополизацию рынка, наоборот, чем больше конкурентов — тем лучший выбор у клиента, но ведь и игнорировать законы тоже нельзя. В этом году КГК уже возбудил 21 уголовное дело против перегонщиков — за нелегальное предпринимательство, к административной ответственности привлечены 88 человек.

По мнению Потаповича, в борьбе с перегонщиками настало время применить крайние меры, вплоть до изменения законодательства. Сейчас возможность ввоза авто по доверенности правонарушителям только на руку, будущих автовладельцев обслуживают целые бригады: одни договариваются с клиентами, другие рыщут по европейским авторынкам, третьи доставляют машины к подъезду покупателя. К тому же существует несчетное количество фирм и организаций, которые за символическую сумму 60 тысяч рублей оформляют документы купли–продажи, даже не глядя на автомобиль, — в худших традициях заявительного принципа.

Как считают в КГК, ввоз автомобилей по доверенности следует тщательно упорядочить: возможно, будет введена специальная «квота» для физических лиц — для перегонщиков это должно стать непреодолимым заслоном на шоссе Брест — Минск. Соответствующие предложения Комитет госконтроля внес на рассмотрение в Совет Министров — компетентные специалисты считают, что в следующем году многие перегонщики пожелают срочно легализовать свою «нетрудовую» деятельность.

Кстати

Существуй в Беларуси книга криминальных рекордов, этому молодому человеку была бы посвящена отдельная глава: за год он умудрился перегнать в Беларусь 163 легковушки! Весьма сомнительно, что заграничные вояжи минчанин совершал исключительно из бескорыстного желания помочь родственникам и друзьям, которые не разбираются в машинах... Скорее, парень просто занимается теневым бизнесом — «автомобили с доставкой на дом».

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter