В один день Аркадий Берин будет дирижировать двумя балетами во Дворце Республики

Двойная порция классики

Завтра во Дворце Республики Московский областной государственный театр “Русский балет” под руководством народного артиста СССР Вячеслава Гордеева покажет два балета — “Щелкунчик” и “Лебединое озеро”. Место за дирижерским пультом займет уроженец Беларуси маэстро Аркадий Берин, считающийся одним из лучших интерпретаторов творчества Петра Ильича Чайковского в Европе.

— Аркадий Иосифович, профессия дирижера, на мой взгляд, просто фантастическая: надо держать в голове целый оркестр! Дирижерский талант проявляется с детства или для этого необходимы многие годы упорного труда?

— Вы бы видели, как мой внук дирижирует в семь лет! Прежде всего, человека должен Бог поцеловать в темечко.

— Недавно вы дирижировали оперой “Евгений Онегин” в нашем Большом театре. Каковы ваши впечатления?

— В Минске я “Онегина” до этого еще не дирижировал, но в других театрах неоднократно. Спектакль у Большого театра репертуарный, однако на тот показ пригласили нового тенора — Михаила Малафия из Львова. И я буквально за два дня вводил его в постановку. Утром и вечером, общие репетиции и индивидуальные — пришлось повозиться, чтобы ввести его в спектакль. Были свои сложности, связанные со сценой.

В Большом театре сделан роскошный капитальный ремонт, но, к сожалению, нарушена акустика. Когда поют солисты, дирижеру их плохо слышно. И как в таком случае аккомпанировать? Я уж и оркестр просил играть потише. Хотя за одну репетицию очень сложно что-то изменить.

— Тем не менее все были в полном восторге. В Большом театре не очень часто устраивают таких оваций. И вот вы снова вернулись в Минск...

— На этот раз уже не с оперой, а с балетами “Щелкунчик” и “Лебединое озеро”. Завтра, в один день, без репетиции, с Государственным симфоническим оркестром во Дворце Республики. Два совершенно разных балета! Не знаю уж, как я это сумею (смеется). Но какие танцовщики! Московский областной государственный театр “Русский балет” под руководством народного артиста СССР Вячеслава Гордеева — классический, совершенно прекрасный. Тут, безусловно, есть о чем говорить, потому что с точки зрения исполнения это высокий класс, а главное — постановки создаются в истинных традициях русского балета.

На Западе сейчас что только не делают с классическими спектаклями, да и на Востоке тоже, иногда скатываясь до откровенной пошлости. Все это мерзко и противно, и не только мне. Да, у них свобода и демократия: что хотят, то и воротят. Хотя это то, чего делать нельзя! И если бы было право вето у каких-то международных организаций и можно было бы запретить подобное, я запретил бы. Я доказывал бы, что это недопустимо. Но всегда находится кто-то, у кого немного вывернуты мозги, и я даже не могу утверждать, что эти режиссеры стараются ради гонораров.

Поэтому если на зарубежные гастроли отправляются балеты из Москвы или Петербурга, билетов на них не достать.

— С чем вам легче работать — с оперой или балетом?

— Дирижер, думаю, должен уметь работать и с оперой, и с балетом. Есть оперные спектакли, в которых присутствуют балетные номера, как в “Евгении Онегине”, например. И наоборот, есть балеты с вокальными номерами. Идет проникновение одного жанра в другой, они взаимосвязаны. А за музыку отвечают оркестр и дирижер! В балете дирижер смотрит на темпы и на ноги. И если в “Лебедином озере” 32 фуэте будут не в том темпе, то балерина или недокрутится, или перекрутится, или вообще упадет. Должно быть все точно и соразмерно, чтобы, образно выражаясь, танцовщица просверлила дырку в полу именно в том месте, в котором надо.

— Насколько русская классическая музыка сегодня востребована за рубежом? Вот вы любите Чайковского, а хотят ли его слушать в Западной Европе?

— В Германии, к примеру, нет отчеств, и если говорят о композиторе, то объявляют его имя и фамилию. Но Чайковского там все равно называют Петр Ильич.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter