У старинной усадьбы в Жемыславле новый хозяин. Каковы его планы?

Дворцы и творцы

Старинная усадьба в Жемыславле Ивьевского района несколько раз меняла хозяев. Последним был гражданин Иордании. Иностранный инвестор обещал превратить усадьбу в сказочный дворец, но не сделал ровным счетом ничего. Историко-культурный объект вновь вернули государству. Недавно у одного из красивейших историко-культурных объектов Гродненщины вновь появился шанс на возрождение. В начале февраля к стенам с историей пришла строительная техника. Кто спасет дворец от разрушения и какие изменения можно увидеть уже сейчас? Подробности узнавала корреспондент «Р».

За полтора столетия время значительно потрепало усадьбу.

Копия лучше оригинала

Многие белорусы, побывавшие в Польше и интересующиеся старинной архитектурой, хорошо знают «Лазенки» — знаменитую королевскую резиденцию последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Конечно, это шедевр архитектуры. Но многим ли известно, что уменьшенная копия этого шедевра есть и у нас? И чтобы увидеть его, нужно приехать сюда, на Ивьевщину, в Жемыславль. С четырех сторон ведут к этому месту четыре дороги. И с любой из них еще издали видны пилоны — столбы, обозначающие границы жемыславских владений. 

От города Ивье до агрогородка Жемыславль около 30 километров. Чужого здесь сразу заприметят — зона приграничная. Дворец шляхетского рода Умястовских расположен чуть в стороне от домов сельчан на берегу живописного озера. Долгие годы памятник дворцово-парковой архитектуры XVIII—XIX веков, или палац, как называют его местные жители, разрушался, меняя одного хозяина за другим. И вот летом прошлого года комплекс зданий вновь выставили на аукцион. Новым владельцем стала минская фирма «Градитель», которую возглавляет Михаил Глинский. Каковы его планы по возрождению историко-культурного объекта, когда можно ждать изменений, на кого рассчитан конечный результат? Спросим у нового владельца. 

Личность Михаила Глинского многим известна. Но только при личной встрече понимаешь: перед тобой человек, который не бросает слов на ветер. Прогуляемся вместе по атмосферному местечку?

— Вон те развалины, в которых когда-то была конюшня, не наши, — показывает новоиспеченный хозяин на полуразрушенные стены из красного кирпича. — Парк пока тоже не наш. Будем готовить документы для их отвода, чтобы в последующем создать единый ансамбль и привлекать туристов, предлагая им конные прогулки по аллеям. В бывшем амбаре планируем сделать небольшое кафе, в двух официнах, расположенных справа и слева от дворца, оборудуем гостиницы. В главном здании обязательно будут музей, зал для торжеств и официальных приемов и несколько VIP-номеров. К этому моменту проведены предпроектные работы. То есть общее понимание того, где и что будет располагаться. Это было сделано еще в прошлом году. В данный момент разрабатывается сам проект. Сделана фотосъемка, решается вопрос по инженерному обеспечению. 

Так выглядела усадьба Умястовских во второй половине XIX века.

Работы будет много

С начала февраля здесь каждый день идут работы. В дневное время задействована техника. Даже невооруженным глазом виден результат. С перекрытий кровли главного здания усадьбы сняты черные обгоревшие доски и бревна — следы пожара семилетней давности. Их заменили на новые. Михаил Афанасьевич предлагает забраться наверх. Чтобы, так сказать, оценить проделанную работу вблизи. Среди работников сын хозяина усадьбы — Андрей Глинский. Ему пришлось перебраться в Ивье, чтобы руководить стройкой. 

— Посмотрите на то, что мы имеем, и отбросьте фантазии,
— показывает на дыры и обшарпанные стены Михаил Глинский. — Несвижский замок восстанавливали всей страной два десятка лет. Вы думаете, что мы быстрее все это сделаем? Для начала надо спасти здание от дальнейшего разрушения. Хотели обойтись малой кровью, но когда залезли на крышу, то поняли: придется все переделывать. Чуть людей не покалечили. Все сгнило. Видите, как работают каменщики. Уже переложены дымоходы, стропильная система стоит, восстановлены балочные перекрытия кровли. Привести к первозданному виду — дело затратное и требующее времени. С большим трудом находим лучший лес. Как видите, самый большой участок уже переложили и по крыше можно ходить. 

— А какой будет крыша? 

— Пока речь идет только об аварийно-спасательных работах. Они разрешены. Сами видите, какое «счастье» нам досталось. Для завершения работ по кровле мы должны ждать согласования проекта в Минкульте. Какой она будет и когда — сказать сложно. Пока применим какой-нибудь временный вид покрытия и будем ждать. По крайней мере, будем уверены, что ничего не разрушается. 

Хозяйская рука

Жемыславские «Лазенки» сильно пострадали во время Первой мировой войны. Но жизнь еще долгое время теплилась в старинных стенах. Палац служил нуждам местного колхоза. Здесь размещались контора, клуб, библиотека. Пожар, который практически уничтожил дворец, произошел 8 мая 2012 года. После здание стало быстро разрушаться. Остатки былой роскоши растащили, и уже через несколько лет одна из некогда красивейших усадеб Гродненщины являла собой жалкое зрелище. 

Но грядут перемены. Хозяйская рука чувствуется повсюду. Старинный парк с вековыми липами, посаженными последними из рода Умястовских, Яниной и Владиславом, даже в межсезонье не выглядит заброшенным. 

— Перед вами пенсильванский ясень, — приостанавливает шаг собеседник. — Он охраняется государством. Посмотрите, в каком он состоянии. Дерево гибнет. Но лечить его не разрешает охрана природы. Жалко. Первое, что мы начали делать, когда пришли сюда, — обеспечили круглосуточную охрану парка. Во-вторых, выкосили, вычистили, обеспечили подходы к озеру. Конечно, раз мы просим парк в пользование, у нас есть планы по его использованию. Местные рассказывали, что когда-то здесь проходили популярные дискотеки. Хотим сделать танцплощадку. Будем всячески пытаться привлечь сюда людей. Очень хотелось бы, чтобы в агрогородке сохранили школу. Детей немного, но мы заинтересованы, чтобы здесь кто-то жил. Будут приезжать туристы, в том числе из-за границы. Кто-то должен их встречать. Этот вопрос очень нас волнует. 

КОМПЕТЕНТНО

Светлана КИШКЕЛЬ, заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Ивьевского райисполкома: 


— Дворец в Жемыславле продан при условии, что там появится объект туристического назначения. По договору новому владельцу дается три года на проектно-сметную документацию и шесть лет на восстановление. Новый владелец не сможет продать дворец на протяжении пяти лет с тех пор, как он будет введен в эксплуатацию. Подписано охранное обязательство, по которому новый владелец не имеет права изменять архитектуру. Контролировать проведение работ будет Министерство культуры. 

kondratsieva@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter