Дворцовый поворот

В Несвиже после реставрации открылся замок XVI века

ЕСТЬ такая белорусская поговорка: в Несвиже, как в Париже. Несколько лет назад она звучала иронично. От прежнего величия бывшей столицы княжеского рода Радзивиллов сохранялись лишь воспоминания. А резиденция магнатов — замок XVI века — был занят санаторием. С 2004 года по поручению Президента Беларуси здесь начались реставрационные работы. На прошлой неделе дворец раскрыл все свои залы перед туристами. Первыми гостями стали Александр Лукашенко и Радзивиллы — потомки знаменитого семейства специально приехали из Польши.


Несвижский замок — это более чем памятник архитектуры. Не случайно он внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь на протяжении нескольких веков была одна из неофициальных столиц средневекового белорусско–литовского государства. Радзивиллы в Великом княжестве Литовском славились богатством, занимали ведущие «министерские» должности — руководили финансовыми, военными делами. Многие достижения цивилизации появились в Белоруссии благодаря инициативам князей — первая точная карта страны, первый театр, первый музей, крупная библиотека, ткаческая, стекольная мануфактуры. И сейчас эти проекты продолжаются — возобновляется производство слуцких поясов, ставятся вновь спектакли по произведениям Франтишки Уршули Радзивилл, которые с аншлагом идут не только в Минске, но и Лондоне.


В XVI веке Радзивиллы построили город Несвиж практически на пустыре. Для этого выписали из Италии зодчего Джованни Мария Бернардони и он спланировал город с прямыми улицами, который в том, ренессансном, облике сохранился по сей день. А несвижский костел Божьего Тела — первое сооружение в стиле барокко в Восточной Европе. Сейчас его реставрируют.


По достопримечательностям Несвижа Беларусь знают в мире. Не зря в этом году этот город официально нарекли культурной столицей страны.


По залам восстановленного дворца Радзивиллов меня провел Сергей Друщиц, научный руководитель реставрационных работ:


— Золотой, Белый, Гетманский, Охотничий залы, часовня — прежний вид мы смогли им придать, изучив архивные документы, фотографии. Былое величие вернули не только интерьерам. Обнаружены ранее неизвестные подземные сооружения. Более того, даже сегодня нельзя сказать, что замок раскрыл все свои тайны.


Восстановления ожидают парки, окружающие замок, среди которых Английский и Японский. Президент лично поручил: «Они должны быть такими, какими были в те времена».


Более половины предметов, украшающих теперь замок Радзивиллов, — оригинальные, XVI — XIX веков, остальное — копии и современные воспроизведения старинных оригиналов. Пожалуй самая главная проблема сейчас — где разыскать те вещи, которые еще помнят прежних владельцев резиденции. Путей несколько. Пока что, по словам Сергея Климова, директора Национального историко–культурного музея–заповедника «Несвиж», приходится покупать раритеты у частных коллекционеров.


Можно обратиться за помощью в Россию. В Санкт–Петербурге в нескольких музеях и библиотеках хранятся книги и предметы искусства из Несвижского дворца. Как они там оказались? Разными, очень сложными путями. Но в массе своей лежат в запасниках. А в культурной столице Беларуси вряд ли бы пылились — однозначно нашли бы место в экспозиции.


Тем временем минский Большой театр дал во дворе радзивилловского замка несколько премьер, среди них — «Евгений Онегин». Оперные фестивали стали в княжеской резиденции традицией. В замке отныне можно не только гулять и наслаждаться стариной, но и пожить в княжеских апартаментах — к услугам гостей гостиница на 47 номеров, ресторан в зале с китайскими фресками. Билет во дворец Радзивиллов стоит 50 тысяч белорусских рублей, или чуть менее 200 российских.


Павел Латушко, министр культуры Беларуси, надеется, что за 2–3 года музейный комплекс станет самоокупаемым. Ожидается, что до конца этого года в замке побывают 300 тысяч туристов.


cultura@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter