Какие преобразования ждут Жемыславль с появлением нового хозяина поместья Умястовских

Дворцовый переворот

Жизнь этого приграничного агрогородка в Ивьевском районе тесно переплетена с развитием одноименного совхоза и историей. Дело в том, что здесь расположена уменьшенная копия дворца варшавских Лазенок — усадьба Умястовских XIX века. В ней долгое время базировалась контора сельхозпредприятия, благодаря которой в Жемыславле вместо двух улиц за речкой Гавья стало шесть, строились дома, дороги, был проведен газ. Поддерживали работники хозяйства в порядке и свою контору-дворец. Однако после 2006 года, когда совхоз присоединили к СПК «Субботники», ситуация стала меняться не в лучшую сторону. Контора уехала, здание пустовало. Находились желающие купить уникальный архитектурный объект, но дальше бумаг дело не шло. А когда в 2012 году здесь произошел пожар, объект и вовсе стал инвестиционно непривлекательным. Местные жители, которые болеют за свою деревню, возлагают надежды на нового хозяина. Говорят, если сохранит историю, будет продолжаться и история Жемыславля.


За пять лет стали первыми в районе

Ухоженные двухэтажи, аккуратные участки, четыре частных магазина, свой детский сад — базовая школа, ФАП, почтовое отделение, костел, уникальная природа. Несмотря на то что агрогородок в 25 километрах от Ивья уже более десяти лет не центральная усадьба хозяйства, жизнь здесь не остановилась. В подтверждение цифры: в Жемыславле более 440 жителей. Люди занимаются агробизнесом, работают в СПК «Субботники», фермы которого есть и здесь. Правда, сейчас около сотни рабочих мест в агрогородке, как было раньше, предприятие предложить сельчанам не может.


В 80-е совхоз возводил такие двухэтажки.

Как, впрочем, и до 1979 года. Именно тогда в совхоз на должность директора назначили молодого и амбициозного Анатолия Холупко. После Белорусской государственной сельхозакадемии молодой специалист успел набраться опыта в совхозе «Лидский». Когда первый раз приехал в Жемыславль, ахнул, было ведь с чем сравнивать:


Бывший директор совхоза «Жемыславль» Анатолий ХОЛУПКО переживает за судьбу усадьбы.
— Подумал, как здесь жить, поднимать хозяйство? В деревне с десяток домов — три совхозных и пару частных, школа, столовая, магазин. Всё. Сам поселок — две небольшие улочки. Ни канализации, ни дорог. Правда, работал спиртзавод — выпускал сырец. Контора моего нового места работы располагалась в усадьбе Умястовских. Видимо, как в 1960 году совхоз образовался, так аграрии туда и «заселились». Картина, как сейчас помню, удручающая: в кабинете директора в потолке дыра три на три… Текла крыша, снаружи обвалились карнизы. После войны дворцом никто не занимался. Да и у самого хозяйства дела, прямо скажем, шли не очень. Тогда выдался засушливый год, кормов катастрофически не хватало, надои, только представьте, всего 1948 килограммов от коровы в год.

Налаживать быт и поднимать хозяйство новому директору пришлось едва ли не с нуля. За что сперва уцепился? В приоритете было восстановление поголовья: пришлось убрать выбракованных коров, которые еще могли давать молоко. Стали ремонтировать фермы, потихоньку закупать скот. Постепенно пошла реализация мяса: увеличили ее до 750 тонн, до 3,5 тысячи тонн подросли надои. На такой уровень удалось выйти за пять лет. Хозяйство стало первым по показателям в районе.

— Подтянули экономику, а когда появились деньги, стали возводить дома, каждый год по десять квартир, — вспоминает Анатолий Григорьевич. — Ведь приезжали специалисты, а что им предлагать? Затем построили поселковую канализацию, газифицировали агрогородок. К нам потянулась молодежь, в те годы в Жемыславле насчитывалось около 800 человек. В детсаду даже места не хватало, школа работала в две смены.


Параллельно совхоз занимался усадьбой. Отремонтировать ее нужно было быстро: через прогнившую крышу в здание попадала вода, сырость и плесень делали свое дело. Где брать средства? Пришлось собирать, как говорят, с миру по нитке. Минкульт, например, помог материалами — выделил жесть накрыть крышу. Минсельхозпрод предоставил 10 тонн цемента. Остальное своими силами: восстановили фасадные карнизы, провели в поместье отопление, по всему периметру сделали ограждение, установили фонари в старинном стиле. Не иначе как сказкой, говорит Анатолий Холупко, на тот момент место было не назвать.

Однако все изменилось в 1995 году. Здоровье стало подводить, и руководитель решил пойти на заслуженный отдых. После него поменялся не один директор. Совхоз сдавал позиции, и в 2006-м его присоединили к «Субботникам». В усадьбе же организовали выездную кухню: машины с полей подъезжали прямо к веранде, ломая старинную плитку. Все бы ничего, да бед добавил пожар 2012 года. От осадков начали разрушаться перекрытия, внутренние убранства, паркет. На стенах появились трещины. С тех пор дворец стоит без крыши. Анатолий Григорьевич на это смотрит с болью в сердце: то, что с такими усилиями создавал, развалилось…
СПРАВКА «СГ»

Имение графов Умястовских — памятник усадебно-парковой архитектуры XVIII—XIX веков. Последний владелец Владислав Умястовский отдал усадьбу под научную базу с природоведческой и сельскохозяйственной специализацией Виленского университета. Во времена Первой мировой войны здесь располагался немецкий военный санаторий. После Великой Отечественной — правление совхоза, почта, клуб, библиотека.
Большие деньги на большое дело

Несколько раз на историческую ценность находились покупатели. Сперва — инвестор из Минска. Однако в дело вмешалась прокуратура: посчитала сделку недействительной, ведь дворец был продан новым руководителем совхоза по необоснованно низкой стоимости. Потом зданием заинтересовался ОАО «Брестгазстрой». Снова не срослось. В области не пошли на то, чтобы архитектурный памятник отошел к другому региону. В списке покупателей значился еще один минчанин, после него — иорданец. Последний, к слову, в 2015 году хотел заплатить за дворец 1,6 миллиарда неденоминированных рублей и даже внес первоначальный взнос за аукцион — 10 процентов от стоимости. Но затем исчез.

Сейчас местные жители возлагают надежды на нового покупателя. Владельцем дворца в 2017 году стала минская строительная компания «Градитель», входящая в группу компаний «ГМАХ». Зачем ее директору Михаилу Глинскому понадобилась усадьба? Заместитель директора группы компаний «ГМАХ» Алла Дубко иначе как порывом души шаг руководителя не называет:

— В этих краях у Михаила Афанасьевича малая родина: в ивьевской Тракутихе родился. Правда, ее больше нет: деревня с новым именем Березница сейчас относится к Воложинскому району. Когда увидел, в каком состоянии находится некогда цветущее поместье, просто не смог поступить по-другому. Можно назвать это зовом предков, если хотите.

Хозпостройки поместья.

Да, усадьба действительно досталась новым хозяевам практически даром. Компания стала единственной, кто участвовал в аукционе. Но по прошествии почти двух лет владения расходы Алла Владимировна считать уже не берется:

— Денег требует и подготовка проектно-сметной документации, на которую отводится три года. Параллельно стараемся выполнить основную задачу — закончить аварийно-восстановительные работы: убираем обгоревшие доски и бревна. Все остальное — на долгосрочную перспективу. Вспомните, сколько времени ушло на реставрацию Мирского замка, а ведь это было делом республиканским. У нас, понятно, не такой объект, но ведь и сил меньше. Поэтому не обольщаемся — делаем все постепенно. Конечно, было бы здорово, чтобы наш объект вошел в туристическое кольцо Гродненщины. Не так далеко ведь Гольшанский замок.

Именно на туризм прицел у новых хозяев: в центральном здании хотят открыть культурный центр, в двух других — ресторан и гостиницу. Озеро, которое взяли в аренду, тоже приводят в порядок: возводят причалы. В будущем здесь можно будет брать на прокат катера и лодки. А вот рыбу в нем пока ловить нельзя — выпущенные две тонны малька должны адаптироваться.
В ТЕМУ

Уже третий год при поддержке Ивьевского райисполкома у стен дворца Умястовских проходит фестиваль «Жамчужная зорка Жамыслаўля», куда съезжаются под сотню туристов. В прошлом году в агрогородке стартовала акция «Аллея жизни». Почетные гости во время фестиваля сажают кусты роз на аллее, которая была заложена в 2018-м.
Большая концентрация фермеров на гектар

Местные власти к задумкам нового инвестора относятся положительно. Председатель Субботникского сель­ис­полкома Валентина Филон рассуждает:


Председатель Субботникского
селисполкома Валентина ФИЛОН.
— Если удастся отреставрировать здание и вдохнуть в него новую жизнь, развиваться будет и сам агрогородок. Место ведь отличное: грибное, богатое на дичь, на берегу реки. Пока, конечно, Жемыславль не тот, каким был раньше. После того как перестал быть центральной усадьбой, темп сбавил. Молодежи не так много, как хотелось бы. Но она есть — выпускники вузов приезжают к родителям, работают на технике, занимаются сельским хозяйством.

Пример — Александр Куликовский, который после учебы в Гродненском государственном аграрном университете вернулся в родную деревню. О нем мы писали в прошлом номере. Свой бизнес у родителей Натальи и Виталия с 2001 года. В свое время оба работали в совхозе. Агрономы с высшим образованием знания и практику перенесли на свои 185 гектаров. Результативно. Картофель, под который отведено 30 гектаров, приносит неплохую прибыль. Его сбывают не только в Россию, продают и в районе. Остальные земли заняты рапсом и зерновыми. В фермерском хозяйстве неплохой парк техники — четыре трактора, картофелеуборочный комбайн, своя фура, все необходимое прицепное оборудование. Работа нелегкая, признается Наталья, но фермеры понимают: сложа руки в деревне сидеть нельзя.


Фермер Наталья КУЛИКОВСКАЯ.
Куликовские далеко не единственные фермеры в Жемыславле. В агрогородке таких 8 и еще 12 (!) арендаторов. Направление — растениеводство. С чем связана такая концентрация бизнесменов на одну деревню? Тенденция заниматься своим делом наметилась еще в начале 2000-х годов. После присоединения совхоза люди, которые привыкли заниматься сельским хозяйством, решили попробовать силы в собственном деле. К тому же земли здесь действительно благодатные — не зря ведь в этом месте обосновался граф.

Приятно, что в приграничном Жемыславле не уповают только на государство, которое должно обеспечивать появление новых рабочих мест, поддержку инфраструктуры. Надеяться здесь привыкли на собственные силы. И не принципиально, как сложится судьба усадьбы — станет туристическим центром или будет в том же состоянии, за развитие именно этого агрогородка не переживаю. Ведь люди здесь — трудяги.

bizyk@sb.by

Фото автора.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter