Дворца заманчивые своды

Завтра реставраторы освободят залы Каменицы — одного из самых старых и красивейших корпусов Несвижского замка...

Завтра реставраторы освободят залы Каменицы — одного из самых старых и красивейших корпусов Несвижского замка. В июле сюда пригласят не только туристов, но и постояльцев — в гостиницу, а также ресторан. А к декабрю для публики обещают открыть все остальные комнаты дворца Радзивиллов. Сколько их — трудно сосчитать: как минимум 40. Заходишь в один зал, а следом раскрываются двери в другой. Можно часами петлять по лабиринтам величественной резиденции. Как воссоздается шик и блеск в этом необычном здании, устоявшем с XVI века, корреспонденты «СБ» убедились воочию.


Мы стали первыми журналистами, для которых открылись все помещения огромного княжеского дома. Нашим гидом был Сергей Климов, директор Национального историко–культурного музея–заповедника «Несвиж».


Припрятанные сокровища


С Сергеем Михайловичем мы начали экскурсию еще в Минске, встретившись у стен Министерства культуры после важного совещания:


— Министр культуры инициировал, осмелюсь сказать, историческую встречу. В его кабинете впервые мы обсудили с директорами художественного музея Владимиром Прокопцовым и исторического Сергеем Вечером передачу в замок на депозит картин и прочих предметов, вывезенных оттуда после 1939 года. Долгое время позиция наших коллег из ведущих музеев была такова: «Ничего отдавать не будем, делайте цифровые копии». Но министр предложил твердо: «Дайте сейчас картины на депозит дворца, а заповедник постепенно будет заказывать у художников качественные копии и возвращать оригиналы в Минск». С июля нам передадут 40 картин (32 из художественного музея, 8 — из исторического) и еще одну — из пинского музея Белорусского Полесья: это портрет Кристины Магдалены Радзивилл. Холст, возможно, висел в одном из замков Радзивиллов.


— Почему возможно?


— Не всегда существует достоверная информация о том, откуда происходит тот или иной предмет. С другой стороны, музейщики неохотно пускают посторонних в свои собрания. Я, например, только перед встречей с Павлом Латушко впервые побывал в фондах Национального исторического музея. По предложению директора кунсткамеры удалось осмотреть ряд предметов, представляющих интерес для новой экспозиции замка: холодное оружие, мебель. Есть информация, что в 1965 году санаторий, занявший замок, продал Госмузею БССР старинную мебель. Известно также, что в собрание Национального художественного музея попало более 60 портретов из Несвижа и 2 мраморные скульптуры (бюсты Антония Радзивилла и его супруги Марии Браницкой). Они стояли в запасниках и в экспозиции музея не выставлялись.


Каменица: путешествие в Поднебесную


Стены Несвижского замка после покраски — а некоторые детали и с позолотой! — еще не покрылись патиной веков и смотрятся как новые. За входными дубовыми дверьми кое–где прячутся типичные «офисные». После реставрации местами исчезли пережившие санаторий элементы и детали замка — их заменили на новоделы. На это сотрудники музея отвечают: реконструкция во многих случаях была неизбежна. Помещения замка неоднократно перестраивали. Реставраторам пришлось разбирать некоторые внутренние перегородки, чтобы восстановить первоначальный облик залов.


В скором времени для посетителей будут доступны, кроме библиотеки и архива, открытых еще в 2009 году, 4 зала так называемой Каменицы (3–этажный корпус справа от главного входа). Сергей Климов проводит меня в покои, где только что закончилась уборка. Чтобы не испортить недавно отлакированные полы, на входе снимаем обувь.


На 1–м этаже святая святых — фонды: здесь хранятся замковые коллекции, помещение оборудовано самой современной техникой, шкафами, стеллажами. На том же уровне расположена кухня ресторана. Отсюда ведет лестница на 2–й этаж — и мы попадаем в ресторан. При Радзивиллах тут были жилые покои. После того как реставраторы раскрыли фресковую роспись на стенах, эту часть замка можно назвать самой загадочной и неповторимой.


— Фрески очень редкие — в китайском стиле XVIII века, — проводит нас вдоль массивных столов и кресел, под столь же мощными сводами ресторана Сергей Михайлович. — Их обнаружили недавно: уже после того, как решили оборудовать здесь столовый зал.


По стилю росписи можно подумать, что Радзивиллы выписывали художников прямо из Поднебесной. Аналогичных примеров восточной живописи нет не только в Беларуси, но и в соседних странах.


Увидят фрески, однако, не все — экскурсий в ресторан не будет. «Приходите. Заказывайте блюда, наслаждайтесь высокой кухней и аутентичностью места. Ресторан, как и остальные объекты туристического сервиса на территории замка (кафе и две гостиницы), музей сдает в аренду», — разъяснил директор заповедника.


Напротив ресторана — Белый бальный зал. Его стены декорированы обивочной тканью и скульптурными композициями. Многие детали остались от Радзивиллов почти нетронутыми, так что их оставалось лишь подновить. Шедевры отражаются в зеркалах, искрясь в лучах света, падающего из высоких окон. Зал соединен с террасой, откуда открывается чудесный вид на пруды, окружающие резиденцию. Белый зал пока пустует. Но для него уже закуплены часы, вазы, позолоченный мебельный гарнитур.


Открываем следующие двери — и входим в Малый столовый зал, украшенный оригинальной печью. Сюда также закуплена антикварная мебель. Стены украсят пейзажи, взятые на депозит из художественного музея.


В Каминном, или Большом столовом зале за столы одновременно могут сесть 200 человек. Это одно из самых репрезентативных помещений замка. Оформили его художники в конце XIX века в стиле неоренессанса по задумке и заказу Марии Дороты де Кастеллян Радзивилл. Итальянские панели, резной камин — самые дорогие и яркие детали интерьера. Вскоре стены украсит 21 портрет Радзивиллов — копии, сделанные с оригиналов, которые в 1950 году были переданы в Варшаву по решению правительства БССР.


Картины развесят не совсем в том порядке, который мы можем видеть на фотографиях, сохранившихся с довоенных времен. Сергей Чистяков, научный сотрудник заповедника «Несвиж», раскладывает передо мной старые снимки и показывает, как в одном и том же помещении менялись предметы интерьера: «Теперешний Золотой зал назывался и Охотничьим, и Гетманским, соответственно и убранство его не оставалось одним и тем же». Елена Фомченкова, заведующая выставочно–экспозиционным отделом, уточняет, что при последних Радзивиллах уже не было той роскоши, которой славился замок, например, во времена легендарного пане Коханку: «Чтобы лучше представить свой дом на фотографиях, князья переносили из покоя в покой картины и после «фотосессии» возвращали их на прежние места». Вот почему незнакомому с этими фактами любителю истории может показаться, что нынешние музейщики что–то напутали или не соблюли достоверность при восстановлении интерьеров. На самом деле неразбериха происходила не один раз и в далеком прошлом. Еще в середине XIX столетия Владислав Сырокомля, побывав в замке, ужаснулся, что от более чем 900 картин, зафиксированных в инвентарях XVIII столетия, дошло до его дней совсем немного, а некоторые валялись на полу, из раскрытых настежь окон полуразграбленного дворца их заливал дождь. Сейчас известно всего около 90 портретов из замка в музеях Беларуси и Польши.


На 3–м этаже Каменицы откроется vip–гостиница на 5 номеров. Среди апартаментов класса «люкс» — 4–комнатный «президентский» номер. Все комнаты меблированы специалистами «Бобруйскмебели» по эскизам реставраторов. Отель экономкласса откроется вскоре в отреставрированных княжеских конюшнях — между Дворцом и бастионами — на 29 номеров.


Южная галерея: высокие материи


Замок перестраивался много раз. Радзивиллы изменяли высоту потолков, то поднимая, то опуская их по мере необходимости. Сводчатые каменные перекрытия, следуя моде, заменяли плоскими деревянными. Это хорошо видно на 3–м этаже Южной галереи, куда мы проходим из Каменицы — в Гетманский зал. Со стороны двора кажется, что он двухэтажный. На самом деле — очень вытянутый вверх, образующий двухсветное пространство. В Гетманском зале будут вывешены портреты гетманов Великого княжества Литовского — в полный рост, почти 2 с половиной метра в высоту. Их воссоздадут по иллюстрациям оригинальных работ историка XIX века Таурогинского сегодняшние реконструкторы. В зале оборудуют конференц–зал. Реставраторы заканчивают украшать потолок лепкой и позолотой — работа искусная и дорогая. А Сергей Чистяков показал нам фрагменты доспехов из «оружейной палаты» Радзивиллов, найденные на чердаке Гетманского зала. До сих пор остается загадкой, кто их там припрятал. Зато это оригинальные рыцарские латы, оставшиеся в Несвиже от некогда богатой коллекции.


Восточная галерея: восставшая из руин


Этот корпус замка — с самой печальной судьбой. Его разобрали до основания несколько лет назад. Поэтому искать здесь следы подлинной истории не стоит. И если работы в Охотничьем зале (3–й этаж) уже закончились, то еще нужно восстанавливать роспись главной лестницы. На 2–м этаже расположатся 3 зала частных коллекций, составленные из собраний ныне здравствующих Мацея Радзивилла из Варшавы и Анджея Цехановецкого из Лондона, коллекция серебра и подлинных предметов, некогда украшавших замок.


— Если говорить о предметах из серебра, — поделился тайной Сергей Климов, — то в последнее время музей активно сотрудничает с Министерством финансов. В Гохране отобрано большое количество предметов, из которых около 700 мы получим для экспонирования в замке. Готовится соответствующий указ Президента. В следующем году будем отбирать золотые вещи и монеты.


Арсенал: мирское и божественное


Главная достопримечательность этого корпуса, смотрящего своими окнами прямо на Каменицу, — часовня: она «пробивает» здание на все 3 этажа. В «санаторный» период здесь были палаты для больных, некогда просторное помещение разделяли перекрытия. Теперь вместо них — леса реставраторов. На наших глазах они находят неизвестные ранее фрески и по архивным материалам восстанавливают живопись. Уже есть договоренность с митрополитом Тадеушем Кондрусевичем, что он лично приедет на освящение часовни. В эти дни художники доводят до совершенства скульптурные композиции на алтаре. Варшавские Радзивиллы подарили для замкового храма копию образа Латеранской Божьей Матери, некогда украшавшей алтарь. Богослужения будут здесь проводиться по праздникам, а в обычные дни планируется «переформатировать» часовню в зал органной музыки.


А мы поднимаемся выше — на галереи, окружающие часовню на уровне 2–го и 3–го этажей. Здесь хватит мест для 70 слушателей. Пока же под потолком скребут резцами «ювелиры» — по миллиметру нанося на стены краски, из которых вырисуются божественные образы...


Здание Арсенала также пострадало от времени. К моменту реставрации из подлинных здесь остались только внешние и несколько внутренних стен. Кароль Радзивилл пане Коханку более 200 лет назад принимал тут последнего короля Речи Посполитой — Станислава Августа Понятовского. Для него над 2–этажным корпусом надстроил еще один уровень — Королевский зал. Позже его переоборудовали и переименовали в Театральный. Таким он будет и впредь.


Дворец: наследие Сиротки


Самая старая часть замка — так называемый Дворец. Его построил еще в 80–е годы XVI века Николай Радзивилл Сиротка. Это фигура не только нашей, но и европейской истории. Воин, философ, градостроитель, ревностный христианин, а еще дипломат и разведчик. По его приглашению в Несвиж приехал итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони, которому Несвиж обязан современным обликом — с замком, монастырями, ратушей, костелом.


По маршевой лестнице поднимаемся на второй этаж Дворца Сиротки. Здесь еще трудятся реставраторы. Восстанавливают фрески. Один из художников, проходя мимо, обращает внимание на одно из изображений: «Оно сохранилось лишь наполовину, а в советское время было записано портретом Суворова».


2–й этаж Сергей Климов называет «парадными сенями»: «Здесь будут картины, копии дипломов Радзивиллов о получении знатных титулов, копия генеалогического древа 1742 года, созданного для Михала Казимира Радзивилла Рыбоньки».


Справа от «сеней» — Звездный зал и апартаменты князя–ордината — главы несвижской ветви рода Радзивиллов. Отсюда путь лежит в Большой каминный зал Южной галереи. Но мы возвращаемся назад и по лестнице поднимаемся в Золотой зал. Здесь восстанавливают лепку, покрывают декоративные элементы интерьера позолотой — работы много, откроют эту комнату для посетителей не ранее декабря. Рядом откроются коллекционные кабинеты: нумизматический, минералов и слуцких поясов. Все экспонаты уже закуплены. «Не стану говорить об их происхождении, — держит тайну Сергей Климов. — Но за наиболее ценные ткани XVII — XVIII веков нам пришлось заплатить очень крупную сумму. Дело чести: наполнить залы дворца подлинными сокровищами, ведь у Радзивиллов до 1939 года в Золотом зале висели 35 слуцких поясов».


Из всех помещений замка для туристов будут еще долго закрыты таинственные подземелья. Они не оборудованы по всем условиям, которые поставили пожарные. Но есть идея когда–нибудь открыть подвалы под Каменицей, где сохранилась печь XVII века. К слову, многие из археологических находок посетители увидят не только в экспозиции. Некоторые выставят на подиумах во дворе. А исследования на объекте, внесенном в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, продолжатся и после официального открытия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter